Романтик по найму
В свое время он много и плодотворно работал с режиссером Эймунтасом Някрошюсом. Его роли в постановках «Пиросмани, Пиросмани», «Маленькие трагедии», «Три сестры», «Отелло», «Фауст» вошли в историю мирового театра. В 1987 году за роли в спектаклях «И дольше века длится день» и «Дядя Ваня» Владас Багдонас получил Государственную премию СССР. Сегодня он играет в спектаклях Андрея Кончаловского и Ивана Орлова в театре имени Моссовета, долгое время радовал публику Санкт-Петербурга в мюзикле Раймонда Паулса «Шерлок Холмс». Мужественную благородную фактуру актера всегда любили кинорежиссеры. В его фильмографии — «Дом дураков» Андрея Кончаловского, «Исаев» Сергея Урсуляка, «Край» Алексея Учителя, «Дирижер» Павла Лунгина. А также снимавшиеся в разное время на «Беларусьфильме» картины «Гладиатор по найму» Дмитрия Зайцева, «Снайпер. Оружие возмездия» и «Покушение» Александра Ефремова. И без преувеличения этапная для всего советского кино драма Элема Климова «Иди и смотри».
Недавно Багдонас выступил с авторским вечером «От 17 до 70» на XXIV Международном театральном фестивале «Белая вежа» в Бресте и нашел время, чтобы ответить на наши вопросы.
— Владас, со временем, может, появится режиссер, который займет место Накрошюса?
— Нет, никакой замены быть не может. Новый талантливый человек может когда-нибудь найтись, но заменить Някрошюса не сможет никто. Он всегда ставил то, что ему было интересно, только то, что хотел ставить, про судьбы людей, про ситуации, про то, как реагируют на них люди. Как они меняются, как меняется их жизнь, как они любят и ненавидят. Он ставил спектакли о человеческих чувствах.
— У вас есть любимая работа в кино?
— Наверное, это «Дирижер» Павла Лунгина. У Кончаловского в «Доме дураков» я играл небольшой эпизод врача, интересная была работа, но по сравнению с «Дирижером» небольшая. В «Крае» Алексея Учителя я сыграл литовца. Кстати, фильм «Дирижер» начинал снимать другой режиссер, но Лунгин как продюсер посмотрел часть материала и решил снимать его сам. Нам пришлось с Павлом Семеновичем вместе выходить из довольно сложного положения. Кое-что мне, наверное, сделать удалось, потому что за эту работу я получил приз на международном кинофестивале в Шанхае.
— Продолжается ли ваше сотрудничество с театром имеи Моссовета?
— Да. 23 сентября полечу в Москву играть спектакль «Машенька» режиссера Ивана Орлова по Набокову. Играю еще спектакли Андрея Кончаловского «Три сестры» и «Дядя Ваня», где я — Чебутыкин и Серебряков. Но это бывает редко. Эти же роли играет прекрасный артист Александр Филиппенко. Может быть, он делает это острее, смешнее… Я их играю по-другому. В театре имени Моссовета работают сплошь звезды — Юлия Высоцкая, Александр Домогаров, Павел Деревянко… Я удивляюсь энергии директора Валентины Панфиловой, которой удается держать репертуар при их занятости в кино.
Безусловно, общение с Андреем Кончаловским во время работы проходило очень интересно, он интеллектуал, очень много знает. На репетиционном процессе нам всегда было довольно весело. Актеры получали от него большой позитив, когда не как-то развязно, а полушутя создается спектакль, который уже потом делается серьезным. Мне кажется, Андрей Сергеевич очень любит итальянский театр. Он берет из него какие-то детали. Он любит ритм, раскованность, непринужденность итальянского театра и вместе с тем добавляет иронию и автоиронию. Возникает в итоге серьезное прочтение.
— Владас, как и когда в вашей судьбе возникла Беларусь?
— Моя первая поездка в школьные годы из Вильнюса была именно в Минск. От мамы получил три рубля, купил какую-то хрустальную вазочку в Минске, которая продержалась в доме до самой ее смерти… Такая вот деталь. В Минске я играл одну из ролей в криминальном фильме «Гладиатор по найму» Дмитрия Зайцева, снимался у Александра Ефремова в его работах «Снайпер. Оружие возмездия» и «Покушение». Их часто сейчас показывают по телевизору. Буквально на днях включил — и опять шел «Снайпер». Значит, картина живет и востребована.
А еще раньше были Элем Климов и лента «Иди и смотри». Я впервые увидел, как работает не литовский режиссер. До этого я снимался немного, но мне эти работы были не так интересны по атмосфере пребывания на съемочной площадке. Некоторые не принимают это кино совершенно. Я знаю много известных людей, которые говорят, что это чересчур натуралистическое и жестокое кино. Недавно известный исландский режиссер Балтазар Кормакур, который работает сегодня и в Голливуде, пригласил меня на одну небольшую роль в свою новую картину «Маленький шажок к небу». Он сказал: «Владас, я тебя приглашаю с одним условием, чтобы ты рассказал, как Элем Климов снимал «Иди и смотри», особенно сцену сожжения деревни». Я ответил, что не могу рассказать, потому что не участвовал в этой сцене, я тоже видел ее только в кино на экране. И она потрясла меня, как и всех, эмоционально. А еще тем, что снята почти вся, по-моему, одним планом. До сих пор не могу понять, как это сделано. Просто немыслимо! Как можно было так организовать всю группу и техников, и массовку? Но Кормакур все равно дал мне роль после моего такого ответа.
Я вспоминаю, что атмосфера была сложнейшая, актеры, массовка, природа работали на нее. Мы утонули в этой теме и отдались ей совершенно, это, мне кажется, видно и на экране. Погрузились настолько серьезно, что просто глаза выкатывались. Я был рад, что мой герой Рубеж может внести хоть немного света, юмора в этот мир. Ему принадлежат там отдельные ироничные фразы.
«Дирижер» Павла Лунгина принес актеру приз на кинофестивале в Шанхае. |
«Иди и смотри» Элема Климова — важнейший фильм о войне. |
Очень серьезно работал Алексей Кравченко. Я не думал, что он после такого опыта решится пойти в актерскую профессию. Ему было 12 лет тогда… Сейчас за месяц снимают 12 серий, а тогда такое серьезное кино снималось больше года. Его держали чуть ли не взаперти, почти морили голодом, он ел только ягоды — чтобы не рос. Алексей выпрыгивал через окно, убегал со съемок, его возвращали… Но он рос и вырос в большого артиста Алексея Кравченко. Я рад, что этот фильм отреставрирован и не потерял своих художественных высот. Сильнейший фильм, который должен оставаться в нашей памяти. Недавно Посольство Беларуси в Литве приглашало меня на премьеру отреставрированной версии этой картины. Я обрадовался ее новой жизни. Все очень качественно сделано.
— Говорят, вы любите отдыхать на белорусских озерах?
— Да, люблю проводить время на даче на озере Шо в Глубокском районе. Люблю ездить по дороге Вильнюс — Полоцк до Глубокого. Лесная дорога, очень ровный такой серпантин. Я прилежный водитель и не превышаю скорость. По пути смотрю на эти лесные массивы, городки и деревни… Иногда читаю ваши дорожные щиты. Недавно встретил такой: «Осторожно, недисциплинированные пешеходы!». В Литве таких щитов на дорогах нет.
Валентин Пепеляев
Источник: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА