Актриса Тамара Миронова приглашает на юбилейное торжество

189 праглядаў

Еще не вечер

В начале февраля заслуженная артистка Беларуси, новая героиня нашей рубрики, посвященной 100‑летию Купаловского театра, Тамара Миронова отмечает юбилей. Около 60 ролей в театре, 130 образов в кино, призы на международных театральных фестивалях… Озорная и плодотворная работа в театральных коллективах Бобруйска и Минска. Зрители любят Тамару Васильевну за органичность, здоровый юмор, жизнеутверждающее начало ее героинь. 9 февраля актриса приглашает зрителей на юбилейный вечер, который пройдет в театре им. Я.Купалы. На его сцене Миронова служит уже почти 20 лет.

— Тамара Васильевна, в одном интервью вы говорили о том, что карьера в Купаловском для вас начиналась с того, что вы сидели на сундуке в легендарном спектакле «Паўлiнка». Не боялись просидеть на нем всю жизнь?

— Нет, я была счастлива оттого, что Валерий Раевский, который знал меня по работе в театре «Дзе‑Я?» у Николая Трухана, позвал в Купаловский. И была готова к тому, что, если приходишь на новое место, всегда надо доказывать свои способности по новой. Почти все актрисы проходили через этот сундук. Сначала надо посидеть на нем, потом в массовке поплясать, потом уже три реплики сказать… В театре по‑другому не бывает. Все эти этапы я прошла. Сыграла сначала Адельку, у нее три слова в роли… Потом, к сожалению, ушла из жизни прекрасная Лилия Давидович, на роли Агаты осталась одна Наташа Кочеткова. Я пошла к Валерию Николаевичу и попросила попробовать меня. В другой спектакль «Ажанiцца — не журыцца» меня вводил тогда еще живой Андрей Андросик.

— Вам не сложно просить режиссеров о роли? 

— Мне — нет. Считаю, что это часть работы. Я же не милостыню прошу. Почему нет? В «Вечере» точно так же было. Мне хотелось сделать там все по‑своему, свою черточку внести. Со мной согласились. Все эти россказни про закулисные интриги — это ерунда. Если коллектив видит, что на сцене нормальная актриса, никаких интриг уже нет.
«Не мой»

— Глядя на игру молодых коллег сегодня, про что‑то можете сказать: «Надо же! Мы так не могли. Мы бы так не сделали»… 

— (После паузы.) Не могу. (Смеется.) Может, это нескромно?.. Все умения набираешь постепенно. Из института, мне кажется, ничего не приносишь, кроме своих умозаключений. К нам сейчас очень интересные молодые актеры приходят. С режиссерами сложнее. Они есть, что‑то делают, но в этой профессии нужен опыт. Разве кто‑то вышел из института и поставил гениальный спектакль? Наверное, так бывает, но очень редко. Мне кажется, будущий режиссер, как только поступил, должен сразу идти в театр и толкаться там за кулисами, а будущий актер — на сцену выходить. Это очень важно. Я работала с одним режиссером‑выпускником, так он не знал, что такое падуга и где она находится. Это как? Я уж не говорю про другое. Он пришел в устоявшийся театр, ему дали народных и заслуженных актеров, а он их просто боится. Должно пройти время, чтобы молодой специалист научился отстаивать свое мнение, защищать его, даже навязывать. С молодыми интересно, но хочется поработать с человеком уровнем повыше, чтобы и в себе разобраться как‑то, и что‑то вместе придумать новое.

На юбилейном вечере актрисы Тамары Мироновой 9 февраля зрители увидят отрывки из спектаклей с ее участием.

Мне нравится богатая образность, четкое решение и исполнение в спектаклях нашего театра. В них есть высокая театральная культура. Когда на сцене там висит, тут торчит, все какое‑то мятое — зачем тогда все? Это не театр для меня. Подобная чистота решения и стиля достигается только большим трудом. Иногда, правда, кажется, что тебя направляют только на разум, на какие‑то рациональные мысли, мне хотелось больше души в спектаклях. Сейчас наступило такое время, что собаки и кошки понимают человека лучше, чем окружающие и мы все друг друга. Собака и кот понимают, потому что смотрят на тебя, знают все твои движения. А люди все сидят в своих телефонах, опустив голову, ни до кого дела нет… Раньше человек был ориентирован на человека. Обычно смотришь на него, улыбнешься, стараешься понять его чувства без слов.
Без актерского куража знаменитая «Паўлiнка» непредставима.

— Театр успешно конкурирует с гаджетами? 

— Он вне конкуренции. У людей потребность в театре заложена природой. Они сидят в зрительном зале, вместе чему‑то радуются или огорчаются и опять идут. Наш театр всегда полный, билетов на многие постановки нет.

— Тамара Васильевна, вам не хотелось написать книгу мемуаров, чтобы сказать там всю правду о жизни и искусстве? Как бы вы ее назвали? 

— Кто ж ее знает, всю правду? Нет, не хотелось. Если писать об искусстве — есть люди поумнее меня, которые этим занимаются. Если писать о жизни — не знаю, согласилась ли бы я. Мне легче все, что я думаю, показывать на сцене.

— Вы за талант можете простить не очень положительные качества режиссеру? Он должен быть диктатором?

— Режиссеры все диктаторы. Иначе он не будет режиссером. Я какое‑то время после смерти Трухана работала и.о. главного режиссера, так что любого руководителя стараюсь понять. Знаю, что это такое. Это очень тяжело и сложно. И никогда ты не будешь любим всеми, что бы ты ни делал хорошего.
«Юбилей ювелира».
— Вы признавались, что ваш любимый партнер — Геннадий Степанович Овсянников?

— Да. Увы, многие мои партнеры уже умерли… Геннадий Гарбук, Сергей Кравченко, Николай Кириченко, Сергей Журавель. Август Милованов, с которым мне не довелось играть, но я его обожала.

— Купаловский театр, кажется, много гастролирует в последнее время? 

— Мы побывали в Европе со спектак­лем «Свадьба» Владимира Панкова, инициатором гастролей была московская сторона, директор международного Чеховского фестиваля Валерий Шадрин. Всегда ездили в Польшу и Литву. Меня радует, что в связи со 100‑летием стали ездить по Беларуси. Люди в провинции скучают по нашему театру, просто бегут к нам: «Ой, Купаловский театр!» Любят нас, хотят видеть! Мечтаю, чтобы мы поехали на гастроли по стране хотя бы дней на пять.

— Читал, что совместная работа с российским кинорежиссером Михаилом Сегалом вылилась у вас в человеческую дружбу? 

— Да, мы с ним дружим. У нас два совместных фильма: «Франц + Полина» и «Рассказы». Для картины «Слоны могут играть в футбол» он записывал мой голос. Талантливый человек, со своим почерком, с интересной прозой и стихами. Нежно ко мне относится, всегда звонит, когда приезжает в Минск, поздравляет с днем рождения.

В кино сейчас все страны, и наши соседи в том числе, работают совместно: Казахстан, Литва, Украина… Время поменялось. У нас рынок сбыта маленький, может быть, и нам надо идти по этому пути, выходить на совместное производство и международные рынки?

На съемках фильма Владимира Янковского «Купала» все, по‑моему, очень старались, надеюсь, результат будет достойный. Очень хороший актер из Латвии Николай Шестак там в главной роли.
«Ажанiцца — не журыцца».

— Какие эмоции вызывает ваш предстоящий юбилей? Любите подобные мероприятия?

— Нет, начнут говорить всякие слова про то, какая ты хорошая… А не хочется этих слов. Хочется просто порадовать близких, друзей, коллег, зрителей. Поэтому я выбрала не спектакль «Вечер», все‑таки он грустный для юбилея, а решила показать отрывки из разных постановок. На час десять — пятнадцать, чтобы это длилось не очень долго. Режиссер Елена Ганум выстраивает драматургию торжества.

Валентин Пепеляев

Источник:  СБ Беларусь Сегодня

https://www.sb.by/articles/eshche-ne-vecher-mironova.html

Тэатры