Еще не вечер
В начале февраля заслуженная артистка Беларуси, новая героиня нашей рубрики, посвященной 100‑летию Купаловского театра, Тамара Миронова отмечает юбилей. Около 60 ролей в театре, 130 образов в кино, призы на международных театральных фестивалях… Озорная и плодотворная работа в театральных коллективах Бобруйска и Минска. Зрители любят Тамару Васильевну за органичность, здоровый юмор, жизнеутверждающее начало ее героинь. 9 февраля актриса приглашает зрителей на юбилейный вечер, который пройдет в театре им. Я.Купалы. На его сцене Миронова служит уже почти 20 лет.
— Тамара Васильевна, в одном интервью вы говорили о том, что карьера в Купаловском для вас начиналась с того, что вы сидели на сундуке в легендарном спектакле «Паўлiнка». Не боялись просидеть на нем всю жизнь?
— Нет, я была счастлива оттого, что Валерий Раевский, который знал меня по работе в театре «Дзе‑Я?» у Николая Трухана, позвал в Купаловский. И была готова к тому, что, если приходишь на новое место, всегда надо доказывать свои способности по новой. Почти все актрисы проходили через этот сундук. Сначала надо посидеть на нем, потом в массовке поплясать, потом уже три реплики сказать… В театре по‑другому не бывает. Все эти этапы я прошла. Сыграла сначала Адельку, у нее три слова в роли… Потом, к сожалению, ушла из жизни прекрасная Лилия Давидович, на роли Агаты осталась одна Наташа Кочеткова. Я пошла к Валерию Николаевичу и попросила попробовать меня. В другой спектакль «Ажанiцца — не журыцца» меня вводил тогда еще живой Андрей Андросик.
— Вам не сложно просить режиссеров о роли?
— Глядя на игру молодых коллег сегодня, про что‑то можете сказать: «Надо же! Мы так не могли. Мы бы так не сделали»…
— (После паузы.) Не могу. (Смеется.) Может, это нескромно?.. Все умения набираешь постепенно. Из института, мне кажется, ничего не приносишь, кроме своих умозаключений. К нам сейчас очень интересные молодые актеры приходят. С режиссерами сложнее. Они есть, что‑то делают, но в этой профессии нужен опыт. Разве кто‑то вышел из института и поставил гениальный спектакль? Наверное, так бывает, но очень редко. Мне кажется, будущий режиссер, как только поступил, должен сразу идти в театр и толкаться там за кулисами, а будущий актер — на сцену выходить. Это очень важно. Я работала с одним режиссером‑выпускником, так он не знал, что такое падуга и где она находится. Это как? Я уж не говорю про другое. Он пришел в устоявшийся театр, ему дали народных и заслуженных актеров, а он их просто боится. Должно пройти время, чтобы молодой специалист научился отстаивать свое мнение, защищать его, даже навязывать. С молодыми интересно, но хочется поработать с человеком уровнем повыше, чтобы и в себе разобраться как‑то, и что‑то вместе придумать новое.
На юбилейном вечере актрисы Тамары Мироновой 9 февраля зрители увидят отрывки из спектаклей с ее участием.
— Театр успешно конкурирует с гаджетами?
— Он вне конкуренции. У людей потребность в театре заложена природой. Они сидят в зрительном зале, вместе чему‑то радуются или огорчаются и опять идут. Наш театр всегда полный, билетов на многие постановки нет.
— Тамара Васильевна, вам не хотелось написать книгу мемуаров, чтобы сказать там всю правду о жизни и искусстве? Как бы вы ее назвали?
— Кто ж ее знает, всю правду? Нет, не хотелось. Если писать об искусстве — есть люди поумнее меня, которые этим занимаются. Если писать о жизни — не знаю, согласилась ли бы я. Мне легче все, что я думаю, показывать на сцене.
— Вы за талант можете простить не очень положительные качества режиссеру? Он должен быть диктатором?
— Да. Увы, многие мои партнеры уже умерли… Геннадий Гарбук, Сергей Кравченко, Николай Кириченко, Сергей Журавель. Август Милованов, с которым мне не довелось играть, но я его обожала.
— Купаловский театр, кажется, много гастролирует в последнее время?
— Мы побывали в Европе со спектаклем «Свадьба» Владимира Панкова, инициатором гастролей была московская сторона, директор международного Чеховского фестиваля Валерий Шадрин. Всегда ездили в Польшу и Литву. Меня радует, что в связи со 100‑летием стали ездить по Беларуси. Люди в провинции скучают по нашему театру, просто бегут к нам: «Ой, Купаловский театр!» Любят нас, хотят видеть! Мечтаю, чтобы мы поехали на гастроли по стране хотя бы дней на пять.
— Читал, что совместная работа с российским кинорежиссером Михаилом Сегалом вылилась у вас в человеческую дружбу?
— Да, мы с ним дружим. У нас два совместных фильма: «Франц + Полина» и «Рассказы». Для картины «Слоны могут играть в футбол» он записывал мой голос. Талантливый человек, со своим почерком, с интересной прозой и стихами. Нежно ко мне относится, всегда звонит, когда приезжает в Минск, поздравляет с днем рождения.
В кино сейчас все страны, и наши соседи в том числе, работают совместно: Казахстан, Литва, Украина… Время поменялось. У нас рынок сбыта маленький, может быть, и нам надо идти по этому пути, выходить на совместное производство и международные рынки?
— Какие эмоции вызывает ваш предстоящий юбилей? Любите подобные мероприятия?
— Нет, начнут говорить всякие слова про то, какая ты хорошая… А не хочется этих слов. Хочется просто порадовать близких, друзей, коллег, зрителей. Поэтому я выбрала не спектакль «Вечер», все‑таки он грустный для юбилея, а решила показать отрывки из разных постановок. На час десять — пятнадцать, чтобы это длилось не очень долго. Режиссер Елена Ганум выстраивает драматургию торжества.
Валентин Пепеляев
Источник: СБ Беларусь Сегодня