Киноперевал Добровольского

«Закон».
— Моя сериальная история началась два года назад: раздался телефонный звонок — пригласили на пробы. Как выяснилось позже, до меня на эту роль попробовались уже около 40 кандидатов, в том числе мой близкий друг. Мою пробу с небольшой сценой отправили в Москву. Через две недели пригласили уже туда на пробы. Как потом оказалось, режиссеры искали типаж крупного человека с хорошим чувством юмора, раскованного, свободного, с небольшим белорусским акцентом, потому что этот герой был связан с Беларусью. Так они решили. Я снова приехал на пробы, прочитал какой-то текст, мы посмеялись, разъехались. Еще через три недели раздался звонок: режиссеры хотели собрать вместе нашу тройку — Петра Федорова, Машу Луговую и меня. Петя тогда не смог приехать, мы собирались еще раз. И уже потом Петя рассказывал, что их предупредили: придет такая здоровая гора мышц, но профессиональный артист. Режиссерам было важно посмотреть, какой коннект между нами возникнет. Я начал читать текст, они покатились со смеху, так что взаимопонимание в нашей тройке возникло сразу.
В мае 2018 года сняли «пилот», а сериал начали в ноябре 2019-го. «Пилот» снимали в Апатитах, недалеко от Мурманска, а после — Санкт-Петербург, Москва, Подмосковье. И экспедиция на Алтай — очень красивые места, горы, уже ближе к месту действия.
— Андрей, в одном интервью вы говорили, что вас восхитил профессионализм группы, работавшей над сериалом.

«Доктор Смерть».
— Да. Это выражалось в том числе и в мелочах. После окончания съемок сложной сцены в юрте, где замкнутое пространство и все было как-то тяжело, угнетающе и на протяжении 7—8 часов горел костер, к тебе подбегают профессионально обученные люди, сразу снимают шинель, обувь, предлагают тапочки, кофе-чай, воду… И никого нигде не надо искать. Не хочу называть картину, читатели и так узнают. Температура 36 градусов, жара. Спрашиваю: «Где можно отдохнуть актеру между съемками?» А мне говорят: «У нас предусмотрены места в трейлере только для актеров-москвичей, девушек и собаки. А вам мы сейчас постелем под деревом, это же классно!..» Но когда у тебя 12 часов смены на жаре и мозги плавятся, да еще такое отношение — что ты можешь сыграть?
Весь сериал «Перевал Дятлова» был снят на пленку, так работает и Дмитрий Хананович Астрахан. Это значит, что сцены долго-долго репетируются и никто никуда не торопится. Для актера кайф. Пленка дает совсем другое качество картинки. Безумное количество времени прошло в разговорах с Петром Федоровым: мы договаривались о каких-то мелочах, обсуждали нюансы игры, репетировали, выходили на определенный градус взаимоотношений героев. Для меня это стало гигантским уроком и определенной школой. После стольких лет работы я вдруг увидел настоящее отношение к кино. Хоть мы и снимали сцены не подряд, перепрыгивая через них, но всегда была возможность посмотреть свою предыдущую сцену на мониторе. Параллельно со съемкой на пленку все снимали на цифру. И всегда можно было увидеть, что ты делал два месяца назад. Для всех было важно качество проекта.

«Украсть Бельмондо».
Увы, сегодня многих режиссеров, которые приезжают снимать в Беларусь, больше волнует качество игры московских актеров на площадке, нежели наших, белорусских. Я практически никогда не бываю доволен своей работой в кино, но здесь доволен. Так же, как и ролями в картинах «Игра» Дмитрия Астрахана, «Украсть Бельмондо» Николая Князева, «Стикс» Дмитрия Константинова, где поработал вместе с Александром Домогаровым, сериале Александра Велидинского «Закон»… За эти работы, как и за многие другие, мне не стыдно.
— В театре вас легко отпускают на съемки?
— Театр — мое основное место работы, и скорее съемочная группа шла мне навстречу и подстраивалась под меня.
— Не было мыслей уйти из театра ради кино?
— Нет. Театр — это мой родной дом, а уходить из родного дома не хочется.
— Сериал основан на реальной истории, степень актерской ответственности в таком случае вырастает?

«Перевал Дятлова».
— Когда сериал только начинался и стало понятно, что я сыграю Окунева, представитель компании прислала мне на почту 300 гигабайт материалов. В том числе и тех, что были рассекречены спустя 50 лет после гибели группы Дятлова. Я хотел понимать, что придется играть. Режиссеры Валерий Федорович и Евгений Никишов обозначили характер моего героя двумя строчками: балагур, великолепное чувство юмора, профессионал, главная черта характера — никогда не унывает, на всякую ситуацию есть своя история. После мы с Петром Федоровым встречались с человеком, который помог нам разобраться с некоторыми моментами того расследования. Он подтвердил наши догадки: «Ребята, при всей трагедии и ужасе того, что произошло, чувство юмора нас не покидало».
Этот человек нам здорово помог. Потому что история гибели группы Дятлова оставила много вопросов. И когда ты погружаешься в эти материалы, понимаешь, сколько версий было, вопросов появляется еще больше. В кино мы могли показать только малость всего, что существовало, и сконцентрироваться на версии, которую подтвердили в 2019 году: группа погибла от схода пласта снега. Ведь «дятловцы» поменяли маршрут, они не должны были оказаться там, где оказались. В финальной серии был воссоздан подробный макет всей трагедии — где кто находился. Потрясающие художники работали на проекте, даже елочные игрушки и вязаные шапочки соответствовали тому времени.
Конечно, кто-то обнаружил какие-то неточности в фильме. Людям всегда интересно находить нестыковки.
— А как обстоят дела в театре? Некоторые молодые артисты ушли из РТБД…
— Период достаточно сложный. Но нам удалось сохранить коллектив. По-моему, мы проявили все-таки какое-то единство, сплотились вокруг директора и художественного руководителя. Кто-то ушел, и это его право. Считаю, что мы должны продолжать играть. В театре работают два поколения артистов — старшее и молодое, и меня радует, что мы нашли общий язык. Хотя в какой-то момент казалось, что труппа вот-вот расколется. Не хочу никого из коллег осуждать за то, что они покинули театр, — теперь мы переверстываем репертуар, восстанавливаем какие-то спектакли. Если ты принял решение, говори правду, почему ты его принял. Я не испытываю дискомфорта, когда выхожу на сцену. Да, давно не видел полного зала, но и пустого нет. Самое главное, что театр работает. У каждого могут быть разные политические взгляды, однако мы трудимся на одно общее дело. И это для меня самое важное.
— В спектакле «Мудрамер» вы играете чиновника Вершилу, сами какое-то время назад окончили Академию управления при Президенте. Знаю, что у вас были амбиции возглавить театральное дело.
— Скажу честно, был период, когда мне хотелось этим заниматься. В театр, по моему личному мнению, тогда приходили случайные и некомпетентные люди. Это были не самые лучшие времена. Но сейчас у нас сложился прекрасный тандем директора Светланы Карюкиной и худрука Александра Гарцуева, так что на первое место снова вышло актерство.
НАША СПРАВКА
Андрей Добровольский активно занимается профессиональным спортом — пауэрлифтингом, который начался для него с травмы. «Или готовься стать инвалидом, или укрепляй мышечный корсет», — сказал ему однажды врач. В юности Андрей занимался тяжелой атлетикой, но прекратил из-за травмы позвоночника. Снова вспомнил о спорте, когда ему было 25 лет. Тогдашний худрук и директор РТБД Валерий Анисенко устроил Добровольского на консультацию к хорошему доктору, который поставил диагноз: неоперабельные межпозвоночные грыжи. Посоветовал сбросить лишний вес и нарастить мышечный корсет. В зал Андрея затянул его двоюродный брат — тренер Сергей Кунцов. К 40 годам Добровольский взял вес 200 кг. Сейчас отжимает 210 кг, ориентир — 250. Выступает на чемпионатах страны.