Артиста Алексея Булдакова вспоминают его коллеги по работе в Минском Театре-студии киноактера

778 праглядаў

Ну, за любовь!..

Творческая судьба Алексея Булдакова неразрывно связана с Минском

Казалось бы, после Василия Шукшина и Владимира Высоцкого уже невозможно было стать настолько популярным и народным в широком смысле слова. Однако Алексею Булдакову это удалось — он отвоевал у предшественников свою часть народной любви. 

Став безумно популярным после роли генерала Иволгина в картинах Александра Рогожкина про различные «национальные особенности» времяпрепровождения серьезных мужчин на охоте и рыбалке, Алексей Иванович и до этого воплотил на экране немало ярких образов. Но с Иволгиным попал точно в цель — в зрительское сердце. К 70-летию со дня рождения Булдакова сегодня телеканал «Культура» покажет художественный фильм «Семен Дежнев», а в воскресенье, 28 марта, ОНТ предложит вашему вниманию в 16:20 документальный фильм «Ну вы, блин, даете!», посвященный памяти народного артиста России, чья судьба неразрывно была связана и с Беларусью.

Творческая жизнь Алексея Булдакова, неожиданно ушедшего от нас в апреле ­2019-го, с Беларусью действительно тесно переплетена. С 1985 по 1993 год он был актером минского Театра-студии киноактера. Первой его женой стала дочь народного артиста Беларуси Павла Кормунина Людмила, работавшая в этом же театре. Живя в Минске, Булдаков постепенно наращивал мощности и за это время снялся в фильмах «Моонзунд», «Единожды солгав…», «Караул», «Кому на Руси жить…», «Мать», сериале «Хлеб — имя существительное» и других. Были работы на «Беларусьфильме» в картине Владимира Колоса «Хотите — любите, хотите — нет», военной драме Игоря Добролюбова «Плач перепелки», фильме Вячеслава Никифорова «Государственная граница. Год сорок первый», ленте Михаила Пташука «Знак беды», телефильме Леонида Белозоровича «Белые одежды», а также в дебютном белорусско-российском фильме Николая Еременко-младшего «Сын за отца», картине Геннадия Полоки «Возвращение «Броненосца», кинопроектах «Дела Лоховского» и «Зорка Венера». Булдаков работал в Минске почти до середины 1990-х, а потом уехал в Москву навстречу своей звездной роли — генерала Иволгина из «Особенностей национальной охоты». Но она пришла не сразу — доводилось и на вокзале ночевать.

— Мы работали вместе с Алексеем в Театре-студии киноактера, — вспоминает заслуженный артист Беларуси Александр Кашперов. — С удовольствием снимались в многосерийной картине Лени Белозоровича «Белые одежды» на «Беларусьфильме» по одноименному роману Владимира Дудинцева. Привел его к нам в театр, насколько я помню, артист Анатолий Гурьев, они вместе работали в одной замечательной военной картине, снимавшейся в Украине. Как только Булдаков появился в театре, сразу стало понятно, что к нам пришел артист мощный, сильный, с собственной индивидуальностью, своим, ни на кого не похожим лицом. Обаятельный актер, открытый мужик, никогда никакого камня за пазухой не держал, в интригах не участвовал. Да и никакой звездной болезни я в нем не замечал, хотя в то время Алексей снимался уже много. Это не нынешние артисты — мелькнут в каком-нибудь второсортном сериале и считают себя уже звездами. У Леши всегда было требовательное отношение к себе, трезвая оценка своей работы. Этому у него можно было поучиться.

Конечно, его звездная роль — генерал Иволгин в картинах Александра Рогожкина. Но и кроме этой работы, мне запомнились его образы в сериалах «Лесник», «Москва. Три вокзала», где он сыграл такого интеллигентного бомжа-философа Бобу. Постепенно популярность у Булдакова стала бешеная, все рвали его на части. Где-то уже в 2000-е годы, находясь в Минске то ли на съемках, то ли на озвучивании одной из картин, он приходил к нам в театр посмотреть меня в роли Герострата в спектакле

«...Забыть Герострата!». Дружил с Толей Гурьевым, Анатолием Котеневым, с которым они вместе жили в общежитии «Беларусьфильма». К сожалению, наши добрые товарищи Александр Беспалый и Петр Юрченков тоже уже ушли из жизни. Но в этот день не хочется грустить, а говорить об Алексее только хорошее. С удовольствием подниму за него сегодня чарку. Пусть ему там будет хорошо!

Вспоминает Анатолий Гурьев:

— С Алексеем мы познакомились в 1984 году на киностудии имени Александра Довженко, где проходили съемки 3-серийного телевизионного фильма «В лесах под Ковелем». Он играл дважды Героя Советского Союза генерал-майора Алексея Федорова, одного из лидеров партизанского движения Украины. Я играл Героя Советского Союза Владимира Павлова. Все герои фильма — реально существовавшие люди. Это требовало особой актерской отдачи. Снималась картина год или даже больше. Наши товарищеские отношения с Алексеем со временем превратились в дружеские. 

— Каким вам запомнился Алексей Иванович?

— Для меня он никакой не Алексей Иванович, а Леша. Он был человеком мощного обаяния. Я как-то сразу проникся к нему симпатией. И не только я. Он распространял вокруг себя положительные эмоции, и не попасть под его обаяние было невозможно. Этот голос, похожий на Высоцкого, эта неторопливая сибирская манера разговора. Он же родом с Алтая — настоящий русский мужик! После съемок я предложил Леше, который тогда находился на некотором творческом распутье, поехать вместе со мной в Минск, попробовать поработать в Театре-студии киноактера, где я служил. Привел его к Борису Луценко, который тогда руководил театром. Они легко и быстро нашли общий язык. Борис Иванович сразу доверил ему одну из центральных ролей в постановке «Чудак с Гончарной улицы» по прозе Ивана Чигринова. В итоге Булдаков остался на какое-то время в Минске, месяца полтора даже жил у меня, пока ему не дали место в общежитии киностудии «Беларусьфильм».

Меня удивляло, что его, яркого и обаятельного актера, не замечали на нашей киностудии. Тогда он как-то совсем здесь не был востребован. Такой характер, такая фактура! Его все время тянули на съемки то в Питер, то в Москву. Он хотел реализовать себя, стремился к хорошим интересным работам, пробивался, искал сценарии. В результате добился своего — «постсоветские» зрители влюбились в Булдакова в образе генерала Иволгина. Он покорил Москву, потому что был трудяга. А стоило уехать туда — тут же поступило серьезное предложение с «Беларусьфильма». Он долго потом смеялся над этим…

Леша был потрясающим и неподражаемым рассказчиком — заслушаться можно было. А как анекдоты рассказывал! Все хотели с ним дружить, а в этом таится и определенная опасность, поэтому он был осторожен в выборе друзей, окружения. Жизнь его потрепала — всякого хлебнул в российской театральной провинции. Поэтому чувства свои не выплескивал, умел концентрироваться, уходить в себя, в свои мысли, чтобы незаметно от всех поразмышлять над новой ролью. Полутонов у него в общении не было: если кого-то невзлюбил — просто переставал общаться, ничего никому не доказывая.

Вспоминаю о нем с теплотой. Он очень любил чай и пельмешки — сам их делал, как настоящий русский человек. Таких характеров, на мой взгляд, сейчас нет ни на экране, ни в жизни. Булдаков — артист уровня Евгения Урбанского. Из той плеяды. Настоящий немногословный герой, который всегда подставит плечо, выручит.

Леша любил жизнь. Это проявлялось во всех его работах — в героях Булдакова мы видим радость и целеустремленность, здоровый патриотизм и оптимизм, настоящую мужскую удаль. Сыграть патриотизм невозможно. В нем никогда не было никаких сомнений по поводу любви к Родине. Это было святое. Его уход стал настоящей неожиданностью, казалось, Леша — кремень и будет работать еще долго. Про него действительно можно сказать, что он ушел на взлете. Но мы все его помним.

КСТАТИ

Уехав из Минска в Москву, Алексей Булдаков был принят в труппу МХАТа имени М. Горького. За роль генерала в фильме Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты» в 1996 году он получил премию «Ника».

Тэатры