Белорусская актриса Вера Кавалерова отметила юбилей

23 праглядаў

Играть не по-детски

Каждая встреча со звездой Белорусского государственного академического театра юного зрителя Верой Кавалеровой — незабываемый и искрящийся праздник. Актриса щедрого дарования, себя никогда не бережет, тратится всегда на 300 процентов. И для нее неважно, играет ли она в наивной детской сказке, или в салонной комедии по Оскару Уайльду для искушенной публики, или в классике мирового современного репертуара  «Двое на качелях».

ФОТО ПРЕСС-СЛУЖБЫ ТЮЗ

Вера Ильинична не прощает коллегам халтуры и не понимает, как можно выходить к зрителю или в кадр неподготовленным, не придумав «биографию» своему персонажу, не насытив образ мелкими деталями и подробностями. Даже зверька Лиса в одной из детских сказок играла «по Станиславскому»: по ее просьбе коллега Михаил Петров расспросил настоящих охотников о поведении этого зверя в естественной природе. Хитер, изворотлив, заполучить его в коллекцию трофеев практически невозможно, это высшее мастерство для охотника. По одному этому эпизоду можно понять, как требовательно и в то же время трепетно Кавалерова относится к своей профессии. В ее персонажах всегда есть не только первый план, но и второй, третий. Она не изображает чувства, а проживает их.

Садитесь, я вам рад!

Однажды актриса Наталья Коляканова на съемочной площадке спросила у режиссера Павла Лунгина: «Как мне играть?» «Играй, как будто шампанское открыли!» Игра Кавалеровой — такое же шампанское. Только с годами в ней больше стали проступать аристократические нотки, а чувство собственного достоинства было всегда. Может быть, именно оно в свое время помешало попасть на белорусский курс режиссера Игоря Таланкина во ВГИКе. Надо было перетерпеть, смолчать. А Вера семь раз не отмеряла, а всегда отрезала один раз и сразу. Хотя актерский опыт и уровень дарования на момент поступления были такими, что ее был готов брать к себе в театр на Таганке Юрий Любимов. Шутка ли — уже в 14 лет Вера снялась в «Городе мастеров» Владимира Бычкова.

Казалось бы, приемные комиссии должны были выстроиться в очередь за талантливой абитуриенткой, но этого не произошло. Кого-то не устраивал рост юной актрисы, кто-то говорил, что в этом году в травести не заинтересован… В одной из телепередач Вера Ильинична подробно рассказывала о перипетиях своего непоступления в кинематографический вуз. Но, видимо, действительно, все, что ни делается, делается к лучшему. Учеба в театральной студии при Белорусском телевидении привела в минский ТЮЗ, где ее встретили с распростертыми объятиями. На радость всем нам.

Кавалерова смело перешагнула за амплуа травести и стала подлинной драматической актрисой, давно раздвинув предложенные судьбой рамки. В ее послужном списке более 100 ролей, она лихо и упоенно играла классику и антрепризы: «Дом Бернарды Альбы», «Эрнест», «№ 13», снималась в кино и сериалах. «Двое на качелях» ездила играть в Молодечно на электричке. Это ли не преданность профессии? Видимо, не в последнюю очередь получила за эту преданность «Хрустальную Павлинку» от Белорусского союза театральных деятелей и медаль Франциска Скорины.

Земной шар вертят оптимисты

BELTUZ.BY

Говорят, очень важно, на какое первое театральное представление в жизни попадает ребенок. Если юный зритель посмотрел спектакль с Кавалеровой, можно быть уверенным, что он полюбит театр навсегда. Многие называют Веру Ильиничну счастливой актрисой, имея в виду ее редкое по нынешним временам постоянство. Сегодня уходит понятие «театр-дом», появилось понятие «театр-касса». Кавалерова всю жизнь была предана одной-единственной площадке. С ее именем никогда не было связано никаких скандалов. На репетициях и съемках она всегда тактична и собранна. Но в обиду себя не даст.

Вера Ильинична всегда болеет душой за молодых актеров, готова дать совет, стать для них наставником, которым для нее самой когда-то стал старший коллега Михаил Петров. Все ее роли били в десятку, она никогда не противоречила режиссерам, при этом, опять-таки, всегда говорила то, что думает. В ней столько самодостаточности. И во всех работах пульсирует сердечность, открытость миру, позитив. Посмотрите, как искрятся у нее глаза!

Секрет азарта и увлеченности Кавалеровой прост, но прост он только на бумаге: она влюблена в саму магию театра и пытается разгадать ее каждый день. Хотя все бывает в жизни театрального артиста: и затянувшиеся простои, и «нестыковки» с режиссером, и ощущение повтора, и минуты безверия в собственные силы. Особенно у артиста ТЮЗа, годами играющего одну и ту же детскую сказку. На ум приходит известная фраза: в театре не работают, а служат… Можете ли вы представить хотя бы на минуту, что, например, очень много лет подряд 1 января был бы у вас рабочим днем? Как тут не озлобиться на злодейку-судьбу? А Кавалерова не озлобилась. Она всегда остается оптимисткой.

Была замужем за популярным артистом Александром Кавалеровым, сыгравшим одного из героев в культовой картине Геннадия Полоки «Республика ШКИД». Хлебнула сполна звездных причуд мужа. Ушла, когда сыну Александру был год. Позже судьба подарила замечательных внуков. «Видимо, я — не мудрая женщина. Я — хорошая бабушка и свекровь, но плохая жена. Я не смогла отучить мужа, например, от пьянства», — признавалась актриса.

С годами ее обаяние только усилилось. В хорошем смысле Кавалерова — мастер старой школы, когда театр и жизнь не отделимы друг от друга, существуют в единой спайке. Вера Ильинична в работе продолжает традиции своего педагога по театру-студии при Белорусском телевидении актрисы мхатовской школы Клавдии Казаковой. Плюс невероятная самоирония и открытость миру. Кавалерову на мякине не проведешь. Не зря в дачном поселке у нее прозвище Церетели — все время что-то строит и воздвигает.

Осталась ребенком в душе

В интервью автору этих строк Вера Ильинична как-то сказала: «Есть люди, которых профессия либо интересует, либо нет. Думаете, среди старшего поколения мало артистов, которые равнодушны к профессии? Актеры нередко пребывают, скажем так, в расслабленном состоянии. И если нет лидера, все идет наперекосяк». Сколько внутренней боли, глубинного понимания несовершенства театрального ремесла в этих словах…

Со своим фирменным прищуром и цепким взглядом она могла бы замечательно сыграть мисс Марпл из романов королевы английского детектива Агаты Кристи. Или представительницу аристократического рода, оказавшуюся жертвой мошенников, — этот большой наивный ребенок, 14-летняя Вера, снявшаяся в «Городе мастеров», по-прежнему в ней живет и удивленно смотрит на этот мир, иногда сходящий с ума от алчности и гнева. Под таких актрис, как Кавалерова, сценарии пишут специально, а потом уже под актрису находят партнеров и команду. Надеюсь, в скором времени так и произойдет и Веру Кавалерову найдет предложение, от которого она не сможет отказаться.

ФАКТЫ

  1. До 58 лет Вера Кавалерова играла пятилетнюю девочку Хеллен Келлер в спектакле «Сотворившая чудо».
  2. В молодости являлась чемпионкой Минска по бегу на короткие дистанции.
  3. В спектакле «Моя маленькая чародейка» актрису в роли доброй ведьмы Хикси поднимают на воздушном шаре над сценой.

ДОСЬЕ «НГ»

Вера Кавалерова родилась 13 июля 1951 года в Минске. С 1985-го начала служить в минском ТЮЗе. В театре сыграла более 100 ролей. На ее счету также около 300 радиоспектаклей и передач. С успехом снимается в кино и сериалах. Проучилась полтора года в Институте культуры (сейчас — БГУКИ) на факультете режиссуры, но не окончила его. В 1991 году Вера Ильинична получила почетное звание «Заслуженная артистка Республики Беларусь». В 2012-м была награждена медалью Франциска Скорины. Работала в Драматическом театре Прикарпатского военного округа во Львове, играла в спектаклях «Двое на качелях» и «Восемь любящих женщин» Минского областного драматического театра в Молодечно. Более 50 лет работает в Белорусском государственном академическом театре юного зрителя.

Тэатры