Директор бобруйского театра Вероника Винель — театральный менеджер нового формата

617 праглядаў

Театр как место притяжения

Белорусский театр силен сегодня своими руководителями не только в столице, но и в регионах. Именно от их инициативы и напора, пристрастий и личных контактов зачастую зависят многие показатели в этом деле, в том числе финансовые. К самым успешным театральным менеджерам нового формата, несомненно, относится и Вероника Винель, директор Могилевского областного театра драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича, работающего в Бобруйске. Совсем скоро театр распахнет свои двери, чтобы принять очередной Республиканский фестиваль национальной драматургии.

Не продается «Натхненне», но можно спектакль продать

Вероника Александровна — «Человек года Могилевщины — 2019», лауреат приза «Натхненне» Белорусского союза театральных деятелей, полученного за талантливую организационную деятельность и яркую жизнь в театре. Под ее руководством был возобновлен Республиканский фестиваль национальной драматургии имени В. И. Дунина-Марцинкевича, а спектакли областного театра не раз побеждали на различных фестивалях и конкурсах, в том числе международных. Недавний пример — VIII Международный фестиваль «Смоленский ковчег», где постановка театра «Песя и Янко» получила специальный приз жюри «За патриотическое звучание спектакля».

— Вероника Александровна, с каким настроением начали 78-й сезон?

— Настроение радостное. Открылись спектаклем «Смешанные чувства, или Два старых краба с нежным панцирем». Он не новый, но полюбившийся бобруйскому зрителю. Показ был приурочен к юбилею нашей актрисы Елены Сафроновой, работающей в театре уже 41 год. Ее партнером в спектакле выступил другой наш корифей и наша гордость — заслуженный артист Беларуси Александр Парфенович, который служит в театре 47 лет. А совсем недавно Александр Александрович был удостоен звания «Почетный гражданин города Бобруйска».

Начало нового сезона — это всегда интрига для зрителя и испытание для труппы и всего персонала. Коллектив нашего театра достойно и с пониманием относится к любым, порой непростым ситуациям. Это вдохновляет, дает силы для осуществления новых творческих проектов.

Коммерческие стимулы

— Откройте завесу тайны: как театр зарабатывает сегодня?

— Около 80 % наших расходов в первую очередь — государственная поддержка. Мы заинтересованы в том, чтобы наш доход был больше, это дает возможность воплощать в жизнь более затратные постановки, повышать заработную плату. Есть стремление и желание зарабатывать больше. Новая система финансирования государственных театров начнет работать с 1 января будущего года. Мы сделали предварительные расчеты и понимаем, что справимся.

— В ноябре театр готовится принять Республиканский фестиваль национальной драматургии. В прошлые годы в нем участвовал Московский театр имени В. Маяковского, бывал в гостях Игорь Ясулович…

— Мероприятие давно стало брендовым в Могилевской области. Мы приложим все усилия, чтобы фестиваль прошел на высоком организационном и художественном уровне, привлек интерес как можно большего количества зрителей. В этом году в его программе представлены 11 профессиональных коллективов и спектаклей по произведениям белорусских авторов. Пройдет ­фестиваль с 11 по 16 ноября.

— Как вам удается поддерживать такие интенсивные контакты с другими театрами? Буквально в эти дни, с 21 по 24 сентября, на вашей сцене проходят гастроли Брянского областного театра юного зрителя, а ваш коллектив отправился в Брянск.

— Подобные гастроли — вопрос не одного дня. Нужно время, чтобы наработать такие контакты, заслужить доверие у коллег. Сегодня мы стараемся прикладывать все усилия, чтобы сохранить эти многолетние связи. Для любого театрального коллектива они важны. С Брянским ТЮЗом общаемся на протяжении всего моего директорства в театре — уже 16 лет. Ежегодно проводим обменные гастроли — это стало нашей доброй традицией. То же самое касается и Калужского областного театра юного зрителя. В октябре состоятся наши обменные гастроли с ним.

В связи с пандемией было некоторое затишье, но теперь мы входим в наш обычный рабочий ритм. Однако даже в пандемию старались поддерживать связи онлайн, обменивались записями спектаклей. И вот теперь возобновляем наше сотрудничество. В Брянске наш театр работает на двух площадках одновременно. Тамошняя публика проявила к нашим гастролям большой интерес. Бобруйскому зрителю российские спектакли тоже очень интересны.

— А удается заработать на таких гастролях?

— Коммерчески эти гастроли оправданны. К тому же это экспорт услуг. Все расходы, связанные с проведением гастролей, мы покрываем за счет полученных доходов от реализации билетов.

Компромисс всегда возможен

— Ваш театр и до столицы доезжал: как номинант показывал свои спектакли в рамках Национальной театральной премии?

— Да, трижды. При этом мы награждены дипломами в номинациях «Лучший спектакль по произведению современного белорусского автора», «Лучшая работа сценографа».

— В коллективе театра больше 100 человек, и у каждого свое представление о творческом процессе. Как находить со всеми общий язык?

— Да, несомненно, бывают разные моменты, творческие люди мыслят нестандартно… У всех своя картина мира и особенности характера, но найти компромисс всегда возможно. Важно слышать и понимать, внимательно относиться к каждому, объединять общей идеей. Быть одновременно и гибкой, и строгой, а главное — последовательной.

— Театр снова работает без худрука…

— Я считаю, что главный режиссер, человек с широким творческим мышлением, театру просто необходим. Это опора и для директора, и для труппы. Актеры нуждаются в настоящем лидере, за которым пойдут. Просто администратора, менеджера, продюсера для полноценной работы репертуарного коллектива недостаточно. Я надеюсь, что нам удастся решить этот вопрос. Есть огромное желание навсегда разрушить стереотип понятия провинциального театра, каким раньше многие считали театр в Бобруйске. Все, кто побывал у нас в гостях, отмечают необычайно теплую творческую атмосферу в наших стенах.

Тэатры