"Мне по плечу сделать ТЮЗ лучшим театром в стране"
Притяжение «Белой Вежи»
С порога директор приятно огорошила: ТЮЗ приглашен на Международный театральный фестиваль «Белая Вежа», который пройдет в Бресте с 9 по 16 сентября. В 26-й раз на престижном масштабном мероприятии соберутся лучшие театральные коллективы из 9 стран мира: Армении, Беларуси, Болгарии, Греции, Дании, Кыргызстана, Польши, России и Узбекистана. В программу фестиваля включены 28 спектаклей 24 театральных коллективов. В Год исторической памяти не останется в тени военно-патриотическая тематика. Наш ТЮЗ покажет еще одну свою премьеру — музыкальный спектакль «Альпы. Сорок первый» режиссера Татьяны Самбук.
— Это музыкальный спектакль, созданный по мотивам повести Василя Быкова «Альпийская баллада», — рассказывает Вера Александровна. — Татьяну хорошо знают по постановкам в нашем независимом театральном проекте «ТриТформаТ». А сам фестиваль «Белая Вежа» — наш любимый и старейший. Принимала в нем участие с постановкой Театра-студии киноактера «№ 13». «ТриТформаТ» пока в нем не участвовал. Но мы регулярно выступаем в Бресте вне фестиваля: недавно гастролировали там с постановкой «Каренина». Собрали полный зал, несмотря на недешевые для Бреста билеты. Я думаю, что ТЮЗ за свою историю уже бывал на «Белой Веже».
— Татьяна Самбук, которая ставит хулиганские «Три сестры» в проекте «ТриТформаТ» и Василя Быкова в государственном театре, — это два разных режиссера?
— Скажем так, в «ТриТформаТе» ей легче, потому что она знает, кто на что способен, кто может дать нужную эмоцию, а в ТЮЗе ей было тяжело вдвойне. Во-первых, она не знала труппы, а во-вторых, у нее были сжатые сроки. Она поставила спектакль за две недели, за 14 чистых репетиций с прогонами.
Фигаро там, Фигаро здесь
— Московский режиссер Александр Баркар поставил у нас «Фигаро», сетуя на то, что на это у него был всего месяц. Как вам с ним работалось?
— Александр Баркар предложил пять вариантов пьес. «Фигаро» выбрала я, потому что мне нужен был спектакль для публики 16+, при этом смешной, с хорошей правильной мыслью и идеей, в чем-то поучительный. Конечно, сделать его с двумя составами тяжело, в нем заняты 20 артистов, но Александр Баркар, режиссер и человек в чем-то экспрессивный, справился. Я восхищена и самоотверженностью наших артистов: репетиции шли каждый день по 12 часов с перерывом на обед. Кроме самой драматической игры, там и хореографически все довольно сложно. Для театра это шаг вперед.
— Для вас Фигаро — отрицательный или положительный герой? Такой тип мужчин вы встречали в жизни?
— Конечно. Но главная идея этой пьесы Бомарше для меня в том, что два простых человека — Фигаро и Сюзанна — борются за свою любовь. Они вынуждены прибегать к уловкам, обману, хитрости, должны применить весь свой ум и способности, чтобы просто быть вместе. Мне нравится пара Графа и Графини. Графиня борется за то, чтобы вернуть любовь Графа. И поэтому вступает в сговор с Сюзанной и Фигаро. Чтобы спасти свой брак, те первозданные отношения, которые так легко в браке потерять.
— Думаю, большинство театралов считают культовым исполнение роли Фигаро Андреем Мироновым…
— Александр Баркар, кстати, тоже. Он постоянно об этом говорит. У нас Фигаро играет молодой артист Дмитрий Климович. Зрители знают его по роли Левина в постановке «Каренина» проекта «ТриТформаТ». В паре с Дмитрием Климовичем роль Фигаро исполняет и артист ТЮЗа Андрей Калеников.
Классика и современники
— На ваш взгляд, нужно знать, как работали с классикой до тебя, или лучше браться за дело, что называется, с чистого листа?
— Когда я работала над «Карениной», посмотрела все, что есть в мировой кинематографии и театральном мире.
— И какая трактовка вам наиболее близка?
— Фильм с Софи Марсо. Это сделано точнее всего. Благодаря просмотру этой картины у меня некоторые сцены встали на свои места. Она точнее всех сыграла сцену безумия. Мне она не давалась, момент, когда Анна переживает агонию… Все артистки играли ее в поту, бреду, томно вздыхали, и это всегда было для меня too mach. В этой точке наступает переломный момент во внутреннем мире Анны, которая понимает, что ей ничего не нужно, кроме прощения ее мужа. Она понимает, ЧТО она потеряла в этот момент, и в этом монологе это все звучит. Мы придумали в спектакле свою историю с микрофоном. Это ее последние слова и последнее признание в любви своему мужу.
Что касается «Вишневого сада», для меня самая уникальная постановка — спектакль Марка Захарова в Ленкоме с потрясающей Александрой Захаровой в роли Раневской.
«Высшие силы любят нас»
— Вера Александровна, вы задали ТЮЗу вектор на сочетание культур — мечтаете о совместном проекте с Китаем, настоящей комедии дель арте на итальянском языке… Потенциала у труппы хватит?
— Конечно. Я не зря говорю в каждом интервью, что через два года, если в меня поверит вышестоящее руководство и мне дадут возможность, ТЮЗ станет лучшим театром страны. Я знаю, что мне это по плечу. У меня есть необходимый опыт. Мой маленький проект «ТриТформаТ» сегодня стал очень значимым и узнаваемым, мы много ездим. Недавно выступали в Несвижском замке. Впервые играли «Каренину» на открытой площадке с микрофонами, и все справились! И даже дождь перестал идти, и небо просветлело! Высшие силы, видимо, любят нас за то, что мы очень честно относимся к своему делу. Надеюсь, такая же команда единомышленников со временем появится у меня и в ТЮЗе.
В сентябре режиссер Татьяна Самбук займется постановкой в ТЮЗе «Евгения Онегина». Музыку к будущей премьере напишет московский композитор Дарья Гарбузняк, а исполнит ее Президентский оркестр под управлением Виталия Кульбакова.