Известный режиссер театра и кино Борис Луценко отмечает 80-летие
Наш разговор начался с творческого кредо юбиляра: Дон Кихот, который борется с ветряными мельницами людских пороков и несовершенств. Донкихоты никогда не побеждали ветряные мельницы, и театр не способен искоренить пороки общества и человека. Однако донкихоты и ланселоты должны бороться со злом, понимая, что победить его не смогут. Если даже ненадолго они перестанут это делать, зло и несправедливость захлестнут мир.
Народному артисту Беларуси режиссеру Борису Луценко – 80.
— Борис Иванович, вас давно называют донкихотом, патриархом нашего театра, мэтром, живым классиком. Как себя ощущаете в таком качестве?
— Я так о себе не думаю. Я занимаюсь любимым делом, счастлив и благодарен за эту возможность судьбе.
— Марк Захаров как-то сказал, что для биографии надо обязательно поставить Шекспира, если ты режиссер.
— А я начинал с Шекспира. Наш педагог в театральном институте (ныне – Белорусская академия искусств) Владимир Маланкин пригласил нас с Валерием Раевским – начинающих режиссеров — преподавать на актерском курсе вместе с ним. Мой первый дипломный спектакль — «Смех и страсти по Шекспиру».
— А потом были «Макбет» на сцене Русского театра, «Гамлет» в театральном институте, в Театре-студии киноактера, в Театре имени Горького и в Ярославском театре имени Волкова...
— Думаю, что, живя и работая в Беларуси, для биографии, если ты режиссер, надо обязательно поставить Янку Купалу, Андрея Макаенка, Алеся Адамовича, Алексея Дударева.
— Вы-то к этим авторам возвращались постоянно...
— Я влюбляюсь в материал и всегда хочу найти новые грани одной и той же пьесы. Время же меняется, а вместе с ним меняется и зритель. Как считал Немирович-Данченко: предназначение театра – тревожить заснувшую совесть.
— Немногие знают, что ваш путь в профессиональное искусство начинался с кинематографа, с эпизодической роли в фильме «Солдаты», где, кстати, впервые появился на экране Иннокентий Смоктуновский. Наверное, приятно вспоминать свои киноуниверситеты?
— Это незабываемо. Тогда я еще учился в железнодорожном техникуме в Ростове-на-Дону, недалеко от которого в Доме культуры был народный театр. Руководил им Роман Константинович Гуковский. Мне сразу дали главную роль в спектакле «Взрослые дети». Так случилось, что спектакль посмотрела ассистент режиссера-постановщика фильма «В окопах Сталинграда», в прокат он вышел под названием «Солдаты». А уже через неделю получил потрясающее письмо: мы с моим другом утверждены на эпизодические роли молодых офицеров и нас приглашают на съемки на станцию Кавказская. Можете представить мое состояние, тем более что сценарий написал Виктор Некрасов.
Не раздумывая купили билеты. Приехали. Нам дали сценарий. Прочитали. Волнуемся. Вместе с Виктором Некрасовым отправились к режиссеру. На следующий день — съемки. Познакомились тогда с Всеволодом Сафоновым, он снимался в одном эпизоде с нами. К сожалению, Иннокентия Смоктуновского мы на съемках не застали. А потом была премьера фильма в Ленинграде. В титрах значилась моя фамилия. Я видел себя на экране. Был очень горд.
— Вы постоянно будоражите зрителя яркими, умными, тонкими, философскими, удивительно современными постановками. Спектаклями не на потребу, спектаклями-размышлениями, спектаклями-предупреждениями, спектаклями-притчами. А недавно потрясли и как актер своей игрой в главной роли в вашем же спектакле «Он и она». Как вы, признанный режиссер, рискнули попробовать себя в роли артиста?
— Я ведь начинал актером в сызранском театре. С болью вспоминаю последнюю роль Ростислава Ивановича Янковского в моем спектакле «Вечность на двоих». И в спектакле «Он и она» он должен был играть с Беллой Масумян. Потеряв близкого друга и большого Актера, я осмелился играть этот спектакль сам. Главное, что понял: как трудно актерам, на сцене обязательно должно быть вдохновение. Иначе не просто сложно играть, иначе зритель тебе не поверит.
— Когда-то Ростислав Янковский сказал: творческому человеку для счастья необходимо правильно выбрать профессию и иметь надежные тылы – дом. Судя по всему, профессию вы выбрали правильно, а как тылы?
— С Людой мне повезло. 53 года вместе. Я за ней как за каменной стеной. Люда закончила консерваторию, долгие годы преподавала дирижирование в музыкальном училище имени Глинки. Она очень талантливый, образованный человек и прекрасно печет пироги.
— …и пишет прозу. Читала ее повести в журнале «Литературная Немига» под псевдонимом Артамонова. Думаю, и сын Иван дает повод для радости: профессиональный звукорежиссер, голос телеканала «Беларусь 5», делает аранжировки, пишет музыку к фильмам, его песни исполняют ведущие солисты нашей эстрады. Борис Иванович, а есть ли в вашей жизни что-то несостоявшееся?
— Сожалею, что не поставил «Отелло», «Двойника» Достоевского, что не удалось поставить «Лисистрату», «Трамвай «Желание».
— Значит, все еще впереди. С юбилеем вас! И до встречи на ближайшей премьере.
Нелли Кривошеева
Источник: Газета Рэспублiка
https://www.sb.by/articles/don-kikhot-sovremennogo-teatra.html