Этим летом поклонники вспоминают одного из основателей Театра-студии киноактера, заслуженного артиста Беларуси Петра Юрченкова-старшего

190 праглядаў

Остров его любви и надежды

Лучезарная улыбка актера обезоруживала всех.

Имя замечательного белорусского актера Петра Юрченкова-старшего неотделимо не только от славной истории одной из ведущих и популярных сцен Минска — Театра-студии киноактера, но и всего нашего театрального и киноискусства. В его фильмографии более 100 работ, в театре было создано 30 ролей. 8 июля этого года Петру Петровичу могло бы исполниться 70 лет, но, увы, третий инсульт в 2013 году оказался для него роковым.

Лучезарная улыбка Петра Петровича, его открытое и располагающее к себе лицо, дивная мужская фактура — были в свое время настоящим брендом труппы. Благодарные поклонницы, по воспоминаниям коллег, приносили ему в театр не только букеты, но и пирожки. Удивительный природный дар Юрченкова украсил многие фильмы и спектакли. Он был одним из самых узнаваемых актеров своего поколения, на долю которого выпал яркий творческий взлет, чувство востребованности и нужности (порой киноэкспедиции или съемки у Юрченкова длились по полгода), но довольно сложная, полная разломов, нервов, простоев в работе вторая половина жизни.

Петр Петрович окончил ВГИК, мастерскую народного артиста СССР, признанного мастера режиссуры Игоря Таланкина. Его «Чайковский» с Иннокентием Смоктуновским в свое время выдвигался на «Оскар» от СССР. Ленты «Звездопад», «Отец Сергей», «Выбор цели» и другие работы Таланкина представляли советскую кинематографию на международных фестивалях в Каире, Венеции, Ашхабаде и других городах. Тот белорусский выпуск Игоря Васильевича стал основой, созданного в Минске в начале 80-х годов прошлого века при киностудии «Беларусьфильм» Театра-студии киноактера. Как верно заметила в свое время однокурсница Юрченкова актриса Светлана Суховей, белорусский кинематограф не сразу заметил приход талантливых выпускников. Работа в новом театре для многих на долгие годы стала настоящий отдушиной, в том числе и для Петра Юрченкова-старшего.

После роли в фильме «Звездопад» любимого педагога Игоря Таланкина по прозе Виктора Астафьева известный советский киновед Армен Медведев написал: «Петр Юрченков, ученик таланкинской мастерской во ВГИКе, наделен выразительными и незаурядными природными данными...» Хотя ВГИК в жизни Юрченкова в свое время появился случайно: прочитал объявление в брестской газете о наборе в белорусскую мастерскую. Курс был дружным. Вместе с однокурсниками: Ниной Розанцевой, Светланой Суховей, Владимиром Антоником, Владимиром Грицевским Юрченков рвался к творческим высотам. В 1976 году состоялись пробы к фильму «Венок сонетов» у Валерия Рубинчика на «Беларусьфильме», в котором Юрченков сыграл одну из ролей. В этот же год в его семье с актрисой Лидией Мордачевой родился сын Петр, который продолжил семейную династию. Критика писала, что после фильма «Родителей не выбирают» («Ленфильм») у Юрченкова началось самое настоящее покорение киностудий Советского Союза. Он вышел на всесоюзную кинематографическую орбиту — Украина, Азербайджан, Таджикистан, Казахстан, Свердловск и, конечно, Москва.

«Звон уходящего лета».

Во время съемок фильма «Бесы» (Петр Юрченков сыграл Петра Верховенского, актеру тогда исполнилось 40 лет) режиссер Игорь Таланкин подарил ему книгу «Жизнь Иисуса Христа» Фарара с подписью: «Петя, береги свой талант, он у тебя немалый». Поражает степень его актерской самотдачи в этом фильме. А какие потрясающие актеры собрались тогда на площадке у Таланкина: Андрей Руденский, ставший звездой после премьеры телевизионной саги «Жизнь Клима Самгина», Дмитрий Певцов, Алла Демидова, Сергей Гармаш, Ирина Скобцева, Ольга Кабо, Армен Джигарханян, Вячеслав Тихонов Федор Бондарчук… Жаль, что фильм вышел на экраны в 1992 году, когда система советского кинопроката вслед за страной рухнула. Наступало время великих потрясений. Немногие смогли сохранить свое внутреннее достоинство, не разменять талант на сиюминутную выгоду — Петр Петрович Юрченков смог.

В кино настоящих главных ролей по его таланту, увы, не было. Но Петр Петрович всегда выкладывался по полной даже в незначительном эпизоде, по-другому не мог. Но запомнилось многое. Какого немногословного, но благородного и важного для драматургического каркаса истории героя сыграл он в драме «Средь бела дня», где солировал Валерий Золотухин. А еще были командир Третьяк из «Венка сонетов», лесоруб в сказке Леонида Нечаева «Про Красную Шапочку», партизан в «Черной березе» и начальник лаборатории в «Расписании на послезавтра». Многим памятны картины «Время выбрало нас», «Возьму твою боль», «Дублер начинает действовать»… Режиссер Карен Шахназаров снимал его еще в своей дипломной работе, они близко дружили. Но пользоваться дружескими связями Юрченкову претило. По воспоминаниям друзей, он был человеком чистых эмоций.

«Государственная граница».

В театре ему везло: Юрченков играл много, лихо, размашисто. Все его коллеги сходятся во мнении, что Петр Петрович был лишен зависти, поражал внутренней свободой и озорством, мог легко импровизировать. Спектакли с его участием пользовались особым спросом у зрителей. Вместе с любимой супругой, актрисой Лидией Мордачевой, играл на сцене Театра-студии киноактера, например, в постановке «Любовь зла» американского драматурга Сэма Шепарда, который даже приезжал в Минск посмотреть этот спектакль и остался в полном восторге. Его обаяние не меркло и на сцене, а, наоборот, усиливалось, столько в артисте было правды, чистоты и энергии. Каждая премьера с его участием становилась праздником — «Генералы в юбках», «Смотрите, кто пришел», «Не боюсь Вирджинии Вулф», «Театр купца Епишкина», «Последняя женщина сеньора Хуана», «Таланты и поклонники», «Филумена Мартурано», «Остров нашей любви и надежды», «Поле битвы», «Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты», «№13» и другие. Петр Петрович никогда не менял замысла режиссера, не противоречил ему, но всегда создавал свой рисунок, обогащая любую задумку самой природой заложенными в нем иронией и аристократизмом. Тонко чувствовал время и эпоху, был хорош и в костюмной истории, и в роли нашего современника.

Сегодня нам остались его работы в фильмах «Государственная граница», «Возьму твою боль», «Антонина Брагина», «Веселый калейдоскоп», «Средь бела дня» и другие. И в каждом этом фильме он играл человека дела, мужественного, энергичного, активного.

«Под ступеньками».

ДОСЬЕ «НГ»

Петр Петрович Юрченков родился 8 июля 1951 года в Бресте. В 1969—1973 годах учился на актерском факультете ВГИКа (мастерская И. В. Таланкина), где познакомился со своей будущей женой, также актрисой Лидией Мордачевой. С 1974 года работал на киностудии «Беларусьфильм». В начале 1980-х при киностудии был основан Театр-студия киноактера, где Юрченков и проработал до конца жизни. В кинематографе дебютировал в 1973 году, играя в эпизодах. В 1976-м впервые снялся в одной из главных ролей в фильме Валерия Рубинчика «Венок сонетов». За свою актерскую карьеру сыграл более чем в 100 фильмах, исполнил 30 ролей в театре.

В ТЕМУ

В 1999 году на VI Международном кинофестивале стран СНГ и Балтии «Лістапад-1999» Юрченков получил приз «Лучшая мужская роль» в спектакле «Филумена Мартурано». Было время, когда на фестивале активно показывались талантливые белорусские спектакли. Также Петр Петрович удостоен специального приза Белорусского союза кинематографистов за роль в спектакле «Поле битвы» на VIII Международном кинофестивале «Лістапад-2001». Приза Белорусского союза театральных деятелей «Хрустальная звезда» за большой вклад за развитие театрального искусства (2011). Увы, после ухода Юрченкова многие спектакли с его участием пришлось снять с репертуара — замены артисту не нашлось.

 ФОТО KINO-TEATR.RU
Тэатры