Кельты страсти не боятся

292 Views

“Тристан и Изольда” в музыкальном театре удивляет размахом.

Фото Анны Жебуртович www.sb.by/ng

Постановка фолк-рок-мюзикла “Тристан и Изольда” французского композитора Алана Симона в Минске — третье обращение режиссера и хореографа Николая Андросова к этому материалу. Раньше он ставил популярную кельтскую легенду о любви во Франции и Новосибирске. Минская труппа хорошо знакома режиссеру: в тандеме с композитором Кимом Брейтбургом Андросов выпускал здесь аншлаговые спектакли “Голубая камея” и “Джейн Эйр”. Наш зритель искренне полюбил эти мелодраматические истории с четко выстроенным сюжетом, яркими характерами героев и эмоционально насыщенным музыкальным языком.

Работать с Николаем Андросовым — настоящее удовольствие, не скрывает творческого подъема художественный руководитель Белорусского государственного академического музыкального театра Адам Мурзич:

— В работе у него всегда присутствуют творческая дисциплина, ответственность, благожелательное отношение к артистам, неуклонно высокие требования профессионализма. Имея большой опыт работы с нашим коллективом, он знает всех актеров. Это знание помогает создавать красочный спектакль.

— Премьера продолжает стилистику наших предыдущих постановок в Минске, — поясняет Николай Андросов. — Театр почувствовал вкус к направлению, которое мы предлагаем. Приятно, что такое доверие существует, и хочется его оправдать. Каждый раз необходимо подтверждать свой уровень подготовки перед публикой. Ведь мы работаем для зрителя, а не только для удовлетворения своих амбиций. Спектакль, по-моему, вышел яркий, красочный. Хочется, чтобы зритель получил заряд энергии и у него не исчезло желание посетить театр еще раз.

Алан Симон — очень известный композитор во Франции, он имеет множество наград и премий, продолжает Николай Андросов:

— Он обладатель множества платиновых дисков, я был у него в гостях — все стены увешаны европейскими музыкальными наградами. Он работал в кино, снимал фильмы как режиссер, писал музыку как композитор, работал с Жаном Рено, Омаром Шарифом. Это композитор высочайшего уровня, тяготеющий к историческим сюжетам. Алан еще и известный путешественник, долгое время жил в Тибете, на разных островах. Пацифистские взгляды — важный элемент его мировоззрения. Симон уверен, что красота, музыка, любовь спасут нашу цивилизацию от войн и варварства. Это нас очень сближает.

Николай Андросов напомнил, что впервые фолк-рок-мюзикл “Тристан и Изольда” был исполнен в городе Нант во Франции 6 лет назад. Также спектакль с большим успехом идет в Новосибирском театре музыкальной комедии. Это стало большим событием для города.

— В основе либретто лежит французский роман Жозефа Бедье “Тристан и Изольда”. Существует много самых разных версий этой истории, — напоминает Андросов. — Мы взяли одну из них. По роману Бедье сделана пьеса Александры Бруштейн. Она написала ее в 1943 году в эвакуации в Новосибирске. Во Франции спектакль сейчас уже не идет, там вообще, за исключением “Комеди Франсез” и “Гранд-Опера”, нет стационарных театров, нет нашей репертуарной системы. Все устроено по-другому. Там все решает продюсер.

О первоначальном импульсе, который послужил толчком для работы, композитор Алан Симон вспоминает так:

— Когда мне исполнилось 50 лет, я вдруг задумался: какой же смысл моего существования? Наверное, это любовь, потому что без нее мало что возможно в этом мире. Я думал о сюжете на эту тему... “Ромео и Джульетта” уже не совсем интересны — слишком много экранизаций и постановок этого сюжета существует. Я вспомнил кельтскую средневековую легенду о Тристане и Изольде, может быть, еще более трагическую, чем история Ромео и Джульетты.

— Господин Симон, жанр мюзикла по-прежнему популярен во Франции или пик интереса к нему прошел?

— Исторически мюзикл — это жанр Бродвея, и только в последние двадцать лет мы отвоевали его для европейской, в частности французской, сцены. До этого мюзиклы были не столь популярны. И поначалу двадцать лет назад многие мои коллеги во Франции сомневались в успехе этого направления. Мюзикл был закреплен за США и Великобританией. Но зритель нас принял. И я вижу много общего между нашими культурами. Я люблю чувственную культуру русскоговорящих стран, наверное, поэтому нахожусь здесь. Между французами и белорусами много общего — мы эмоциональные люди, которые верят в любовь.

Спектакль у Николая Андросова получился действительно сказочный. Зрелищный, насыщенный массовыми сценами, пронзительными ариями и дуэтами... Фолк-рок-мюзикл логично продолжает мелодраматическую линию спектаклей “Голубая камея” и “Джейн Эйр”. Композитору, который присутствовал на премьере, зрители устроили настоящую овацию. Вместе с постановочной группой господин Симон поднялся на сцену и сказал теплые слова благодарности. Этот пронзительный белорусско-французский спектакль стал, наверное, самой романтической премьерой нынешнего осенне-зимнего сезона.

О СЮЖЕТЕ

История о Тристане и Изольде восходит к старинной кельтской легенде из знаменитого цикла сказаний о короле Артуре. Легенда рассказывает о любви рыцаря Тристана и жены корнуэльского короля — прекрасной Изольды. Сюжет на протяжении веков вдохновлял поэтов и музыкантов. Верность и коварство, роковая случайность, приведшая к трагическому финалу, неразрешимый конфликт между чувством и долгом — все это заставляет наши сердца биться так, как будто мы впервые слышим эту печальную историю.

Валентин Пепеляев

Источник: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА

https://www.sb.by/articles/kelty-strasti-ne-boyatsya.html

Theaters