Город, которого нет
Один из лучших фильмов по сценарию выдающегося ленинградского писателя Александра Житинского был снят на «Беларусьфильме»
Александру Житинскому повезло: его произведения экранизировались достаточно часто ведущими кинематографистами, и играли в них сплошь звезды. В комедии «Уникум» — Иннокентий Смоктуновский, Галина Волчек, Михаил Козаков, Евгений Леонов. Трагикомедия «Лестница» стала одной из первых звездных ролей для Олега Меньшикова, а компанию ему составили Леонид Куравлев и Елена Яковлева. Целую россыпь актерских имен от Валентина Гафта и Натальи Фатеевой до Елены Соловей и Бруно Фрейндлиха отыщем в сатирическом фильме «Время летать». Но мало кто помнит, что один из лучших фильмов по сценарию Александра Житинского — «Филиал» — был снят в 1988 году режиссером Евгением Марковским на киностудии «Беларусьфильм».
По стилистике и проблематике «Филиал», где действие в основном происходит в большой коммунальной квартире, ближе к герметичной «Лестнице». Здесь почти тот же герой — молодой рефлексирующий интеллигент, попадающий в водоворот невероятных событий. Зовут его на этот раз Петр Васильевич Румянцев. Он молодой специалист и прибыл в «филиал» загадочной отрасли на свое первое рабочее место. Однако ему не то что отказывают это рабочее место предоставить — сесть Румянцеву действительно негде, все места заняты, — но и постепенно втягивают в царящий здесь абсурд. Градус безумия в картине ближе к финалу зашкаливает, следуя традициям «Замка» Кафки или «В ожидании Годо» Беккета. Диалоги звучат нестандартно, актеры играют резко и броско, как в пьесах Брехта.
Вообще, конец 1980-х — золотое время для советского кинематографа. Цензурная хватка уже ослабла, а прежнее финансирование продолжалось. Можно было брать любые сюжеты, и еще не разбежавшиеся профессиональные кадры готовы были воплотить их на экране в лучшем виде. Это и время невероятного креативного взлета «Беларусьфильма». Можно было проявить себя в полную силу.
Глядя из дня нынешнего, «Филиал» можно назвать перестроечной чернухой, хотя это далеко не чернуха, а остроумное и тонкое кино. Да, с некоторой интеллектуальной претензией, как и другие фильмы по сценариям Александра Житинского. И если бы не свернули мы сегодня в сериальное бездорожье, а пошли по этому пути, намеченному Евгением Марковским и другими его коллегами, фестивальные призы «Беларусьфильму» (и не только утешительные от FIPRESCI) были бы обеспечены.
Одну из главных ролей в «Филиале» исполнил красавчик и «гардемарин» Дмитрий Харатьян, который после «Розыгрыша» Владимира Меньшова и «Зеленого фургона» Александра Павловского стал бешено популярен. Режиссер Евгений Марковский уже работал вместе с Харатьяном над военной драмой «Праздник фонарей». Еще в одной из главных ролей — эксцентричной и властной Веры Платоновны Сабуровой, мамаши двух легкомысленных сестер-близняшек Вальки и Гальки, — увидим Лидию Федосееву-Шукшину. Ее Сабурова работает уборщицей в «Интуристе» и постоянно снабжает работниц филиала импортными шмотками, а после переходит работать в сам филиал. Девиз Веры Платоновны: «Женихов — тьма, зятья нужны».
Одну из главных ролей в «Филиале» исполнил красавчик и «гардемарин» Дмитрий Харатьян, который после «Розыгрыша» Владимира Меньшова и «Зеленого фургона» Александра Павловского стал бешено популярен.
Эффектную героиню Люсю воплотила дочь актера Юрия Яковлева Алена, успешно продолжившая актерскую династию (сегодня она звезда Московского театра сатиры, кино и сериалов). В небольших ролях в «Филиале» заняты нынешняя звезда Московского художественного театра Евгения Добровольская, звезда «Белых рос» Наталья Хорохорина, выдающаяся советская артистка балета Алла Осипенко. Из белорусских творцов в кадре заметим Александра Кашперова, художественного руководителя Театра киноактера, народного артиста Беларуси, режиссера Александра Ефремова, Виталия Быкова, Виктора Рыбчинского, Андрея Бубашкина, Владимира Шелестова. Особую энергетику привнесли в фильм музыка известного советского и российского композитора Владимира Дашкевича, романтическая песенка «Можжевеловый куст» на слова поэта Николая Заболоцкого, костюмы известного белорусского художника Нины Гурло. Драйва картине добавляет прекрасная операторская работа Анастасии Сухановой («Отцы и дети», «Тетя Маруся», «Не покидай…», «Маленький боец»), к сожалению, ушедший из жизни в 2019 году.
Александр Кашперов сыграл в картине одного из ассистентов профессора Степана Еремеевича Князевского, крупного специалиста по Гомеру (бюст Гомера директор филиала Шляхин ошибочно принимает за бюст Вольтера, с этой путаницей в фильме связано немало комических моментов). Второго ассистента сыграл коллега Кашперова по Театру киноактера Виктор Рыбчинский.
|
|
|
Фото kino-teatr.ru |
— Таких фильмов, как «Филиал» — ярких, остроумных, дерзких, нам сейчас очень не хватает, — считает заслуженный артист Беларуси Александр Кашперов. — Не поймешь до конца — сатира это или фантасмагория, или все вместе. Помню, картину мы снимали в павильоне «Беларусьфильма» и на натуре в Ленинграде. В фильме было задействовано очень много ленинградских актеров, эта картина Марковского очень густонаселенная, на площадке одновременно находились 30—40 человек, потому что главное действие там разворачивалось в большой коммунальной квартире.
— Александр Борисович, помните вашу первую реакцию, когда прочли сценарий Александра Житинского?
— Да. Сначала я не совсем его понял. Потом постепенно врубился. Сначала думал, что это — чистая фантастика, потом оказалось, что фильм ближе к сатире.
— С кем из артистов удалось тогда пообщаться?
— Да со всеми! С Димой Харатьяном общались и во время съемок, и вне съемочного процесса. Харатьян — замечательный парень, совсем лишенный какой-либо звездной болезни. Мы с ним подружились и общались на равных. Федосеева-Шукшина, когда узнала, что у меня дед по матери Федосеев и тоже со Смоленщины, вообще меня родней стала считать. Корни Лидии Николаевны — в Смоленской области. С сестрами Еленой и Ириной Базыкиными, которые играли сестер Сабуровых, общались. Они были тогда безумно популярны в Советском Союзе, пели на эстраде, выступали по телевидению. Настоящие звезды того времени! Они учились на эстрадном отделении Гнесинского училища у Александра Градского, позже работали в оркестре Анатолия Кролла «Современник». Как раз в конце 1980-х, когда проходили съемки «Филиала», они эмигрировали то ли в Швецию, то ли в Норвегию, точно не помню. И на съемки уже приезжали из-за рубежа. Женя Добровольская совсем молоденькая тогда еще была. «Филиал» — одна из первых ее работ в профессиональном кинематографе. Конечно, в основном мы держались нашей белорусской компанией.
— Каким вам запомнился режиссер картины Евгений Марковский?
— Он окончил во ВГИКе мастерскую Сергея Герасимова, и это было очень сильное вгиковское поколение, которое работало на «Беларусьфильме» в начале 1980-х годов, был среди них и Николай Лукьянов. Конечно, можно было сделать больше, но так можно сказать про любого режиссера.
ЦИТАТА
«Как две капли воды похожи сестры-близнецы Базыкины — Елена и Ирина. А как слаженно поют! Их дуэт хорошо знаком любителям эстрады (а также постоянным зрителям телепрограмм «Утренняя почта», «Взгляд»). Их сходством воспользовалось и кино. В сатирической комедии «Филиал», снятой на «Беларусьфильме» молодым режиссером Е. Марковским по сценарию А. Житинского, они сыграли сестер, которые решили отпраздновать свои свадьбы в один день. Но случился конфуз: у них оказался один и тот же жених, который, введенный в заблуждение сходством сестричек, был убежден, что всегда встречался лишь с одной из них! Но бойкая мамаша «двойняшек» не растерялась...»
«Советский экран» № 1, 1989 год.