Тонкая штучка
Народная артистка Беларуси Галина Толкачева обладает уникальным штучным дарованием, и все, кто видел актрису на сцене, с этим согласятся. Все ее героини — изысканные, чуть надломленные, аристократичные женщины с сильным внутренним стержнем и большим чувством внутреннего достоинства. Ее роли в спектаклях “Оптимистическая трагедия”, “...Забыть Герострата!”, “Поминальная молитва”, “Лес”, “Сымон-музыка”, “Апельсиновое вино” вписаны в славную и богатую историю белорусского театра. Всю жизнь Галина Семеновна проработала (хотя в театрах не работают, заметят ревностные поклонники, а служат, и будут совершенно правы) в Купаловском театре. Вместе с однокурсниками Марией Захаревич, Геннадием Овсянниковым, Виктором Тарасовым и Татьяной Бобко ее позвали в ведущий театр страны после окончания театрально-художественного института. Учились они на курсе народного артиста Белорусской ССР, лауреата двух Сталинских премий Константина Санникова.
Галина Толкачева одарила своим талантом и независимые театральные проекты. Многие минчане помнят постановки “Как важно быть серьезным” по Оскару Уайльду, “Три высокие женщины” по Эдварду Олби.
Сегодня театралы вспоминают множество ярких эпизодов, связанных с Галиной Толкачевой. Когда режиссер Рубен Агамирзян ставил пьесу Григория Горина “...Забыть Герострата!” и что-то не получалось, Толкачева принесла из дома флакончик французских духов, побрызгала ими руки, и роль Клементины, что называется, вдруг пошла и покатилась. У многих зрителей мороз шел по коже, когда она в образе Комиссара в “Оптимистической трагедии” стреляла из револьвера, вопрошая: “Кто еще хочет комиссарского тела?..”
В спектакле “104 страницы про любовь” в 1965 году Галина Толкачева сыграла роль стюардессы Наташи. И стала лучшей исполнительницей этой роли, по общему мнению, на всем пространстве Советского Союза. Легенда гласит, что буквально на следующий день после премьеры Галина Семеновна получила звание заслуженной артистки. В “Святая святых” по пьесе Анатолия Делендика зрителей приводил в восторг дуэт Толкачевой с Виктором Тарасовым. Некоторые критики считали, что Галина Семеновна вместе с Августом Миловановым играли в “Поминальной молитве” режиссера Бориса Эрина по пьесе Григория Горина точнее их московских коллег. А еще были такие актерские удачи, как Элеонора в “Месье Амилькаре” и Гурмыжская в “Лесе”. В “Ревизоре” Валерия Раевского дуэт Галины Толкачевой и Елены Сидоровой многих доводил до колик в животе. Они играли жену и дочь Городничего. Заслуженная артистка Беларуси Елена Сидорова вспоминает сегодня:
...Готовясь к нашему разговору, я вдруг обнаружила, что во многих спектаклях мы с ней были связаны либо родственными, либо какими-то кармическими связями... Первый спектакль Николая Пинигина в Купаловском театре — “Женщина с моря”. Галина Семеновна играла главную героиню, я — ее приемную дочь. Героиня Ибсена считала, что живет не в своем мире, не в той семье. Ей хотелось улететь куда-то. И Галина Семеновна была таким небесным созданием. Потрясающие руки, длинные пальцы, светящиеся глаза. Казалось, что она не касается ногами земли.
Был спектакль “Пакуль мамы няма дома” по пьесе Нила Саймона “Последний пылкий влюбленный”. Мы собачники с большим стажем. В ее персонаже я видела глаза ее любимого пуделька Джулечки. Она была такая же трогательная, застенчивая и растерянная... В “Лесе” никто не сомневался, что в такую Гурмыжскую может влюбиться молодой человек. Я играла Аксюшу. Еще одна наша замечательная работа в антрепризе — “Три высокие женщины”. Пьесу Эдварда Олби поначалу никто из нас не понял. После репетиций часто заходили в кафе, пили кофе, что-то обсуждали. Мы ведь играли одну и ту же женщину, только в разном возрасте.
С прошедшим юбилеем, дорогая Галина Семеновна! Долгие лета!
ЦИТАТЫ ГАЛИНЫ ТОЛКАЧЕВОЙ
“Я вам одним словом скажу: старость — это печально. Вот так. Одним словом. Печально”.“С кино у меня никаких отношений не сложилось. В массовке только где-то выходила. Камеры до сих пор боюсь”.
“С каждым новым званием у меня было все меньше и меньше ролей. Вот это я помню: когда была в подающих надежды — ролей было очень много, после “заслуженной” — играла чуть меньше, а после звания “народная” — совсем перестали приглашать в новые постановки”.
Валентин Пепеляев
Источник: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА