Народный артист Владимир Гостюхин отмечает 75-летний юбилей

413 праглядаў

Кино — территория любви

Сегодня народный артист Беларуси, лауреат государственных премий ­СССР, России и Беларуси Владимир Гостюхин отмечает 75-летие. Владимир Васильевич — человек страстный, не признающий полумер ни в жизни, ни в искусстве, актер темпераментный и глубокий, работавший с выдающимися режиссерами Ларисой Шепитько, Никитой Михалковым, Вадимом Абдрашитовым, Михаилом Пташуком, Алексеем Балабановым, Сергеем Овчаровым и многими другими. Говорят, Стивен Спилберг, посмотрев «Восхождение», спросил, жив ли актер, сыгравший Рыбака. Когда ему ответили, что жив, Спилберг сказал что-то вроде: «Странно, после такой роли он должен был умереть». «Восхождение» сегодня входит в программу всех американских киношкол. Мы попросили белорусских и российских коллег Гостюхина сказать о юбиляре несколько слов. 

Никита Михалков, кинорежиссер, народный артист России:

— Владимир Гостюхин открыл целую эпоху в кино картиной «Восхождение». И этот образ — такого очень самобытного русского человека он пронес через все свое творчество. Я, когда начинал снимать картину «Урга» как этнографическую и понял, что если не введу туда человека, для которого все, что происходит, — есть непознаваемое, но очень интересное, — остановился сразу на Владимире Гостюхине, потому что та трогательная наивность и чистота для этой картины и этого образа были совершенно необходимы. Испытывал невероятное удовольствие от работы с ним, и с огромным уважением отношусь к его абсолютно несгибаемой точке зрения по поводу очень большого числа вопросов, в которых я с ним солидарен. Владимир Гостюхин и как человек и как актер настоящий.

Вадим Абдрашитов, кинорежиссер, профессор ­ВГИКа, народный артист России:

— Владимир Гостюхин — уникальный, замечательный и очень своеобразный актер. Ни на кого не похожий. Он такой один, и это всегда признак таланта и мастерства. Всегда очень ответственно подходил к работе, мы с ним вместе сделали картину «Охота на лис». Ответственность, которую я наблюдал, выдает в нем, конечно, мастера. Для меня мастер — это тот, кто не просто использует то, что дано ему свыше, а постоянно работает над собой и своим талантом, оттачивает его. У меня остались очень хорошие воспоминания о работе с ним, надеюсь, что мы еще встретимся. Гостюхин — народный артист не только по званию, но и в буквальном смысле. Что-то такое есть в нем, в одном из немногих, благодаря чему его можно назвать именно народным. Сериал «Дальнобойщики», снимавшийся у нас на одной из студий киноконцерна «Мосфильм», до сих пор любим зрителем. Кино бесконечно крутят по телевидению, и я понимаю почему: потому что там действуют не персонажи-функции, а живые люди, которых играют замечательные актеры Владислав Галкин и Владимир Гостюхин.

Я поздравляю Володю с юбилеем. Хочу пожелать ему здоровья и хороших ролей. Этого я желаю сегодня каждому хорошему актеру. Нужен материал для того, чтобы актер самовыразился, а таких ролей сейчас очень мало. У Гостюхина есть роль, которая выдает в нем актера жанрового, я имею в виду роль атамана Платова в картине Сергея Овчарова «Левша». Замечательно сыгранная, острая, комедийная. По ней видно, что Володя может совершенно уверенно существовать и в жанровом пространстве, странно, что таких ролей ему не предлагают.

Николай ­БУРЛЯЕВ, актер, режиссер, народный артист России:

— Буду говорить, за что я ценю Владимира Гостюхина. Во-первых, за соратничество, дружбу нашу многолетнюю. За то, что мы задумали и сделали с ним кинофорум «Золотой Витязь» и тридцать лет продолжаем борьбу за душу человека через этот форум. Я ценю его как удивительного актера, талантливейшего человека, патриота своей страны, единой и неделимой для него, как и для каждого нормального русского человека, с каким бы оттенком он ни был — украинским или белорусским. Мы единый славянский народ, это надо помнить, и когда-нибудь, даст бог, снова будем едины, а этот кошмарный сон забудется. Очень много усилий в данном направлении прикладывает Владимир Гостюхин. Он является ключевой фигурой белорусской, советской и русской культуры.

Сегодня на сцене Театра-студии киноактера режиссерская работа Гостюхина — спектакль «Механический человек».

— Какую-то роль могли бы выделить особо в его биографии?

— Конечно, да. У него сотни ролей. Я бы выделил фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько с гениальными работами Бориса Плотникова и Владимира Гостюхина. И потом ту работу, о которой очень редко вспоминают сегодня: в моем фильме «Все впереди», где Гостюхин исполнил главную роль Иванова и был утвержден без проб.

— Нет у вас ощущения, что сериальная индустрия предлагает сегодня проекты не по его таланту и масштабу? 

— Нынешняя кино- и телеиндустрия всем актерам предлагает очень мелкие работы, недостойные их глубины и таланта, это действительно так. И Гостюхин живет в этом мире, и он вынужден принимать те предложения, на которые раньше он явно бы не согласился.

Галина ­ОРЛОВА, народная артистка Беларуси:

— Меня всегда привлекал его стержень, и не идеологический, а нравственный. Владимир Гостюхин не способен на предательство. Он верен своим убеждениям. Это мы с моим супругом Николаем Еременко в нем ценили всегда.

— Вместе с вашим сыном они снимались у Станислава Говорухина в картине «В поисках капитана Гранта». 

— Им было легко и комфортно с Колей, у них схожее чувство юмора. Они были на одной волне. С Николаем Николаевичем — старшим они тоже на многие вещи смотрели одинаково, хотя Владимир и был представителем другого поколения. Они вместе работали в картине «Сын за отца». Время тогда было довольно сложное, 1990-е годы, появился «Ворошиловский стрелок» Говорухина и наша картина, где простые люди тоже все-таки побеждали, а не олигархи и вся эта сволочь. На премьере в Москве артист Петр Глебов, сыгравший Гришку Мелехова в «Тихом Доне» Герасимова, сказал нам: «Ну спасибо, наконец-то мы начинаем побеждать!»

Владимир ­МИЩАНЧУК, заслуженный артист Беларуси: 

— Владимир Андреевич, вы один из тех, кто знает Гостюхина с неожиданной стороны — как режиссера. Вы играете в его спектакле «Механический человек» по пьесе Михаила Ворфоломеева. 

— Я считаю, мне в жизни несказанно повезло, что у меня состоялась эта встреча с неординарным и великим человеком для культуры Беларуси и России. Пьеса была подарена автором именно ему, Владимиру Васильевичу. Моего героя зовут Николай Дерюгин. Покойный Ворфоломеев планировал, чтобы эту роль сыграл сам Гостюхин. Но Владимир Васильевич увидел меня в каком-то спектакле и сказал: «Будете играть вы». Он требовательный режиссер. У него было свое видение и понимание материала, и он старался всех нас увлечь своей идеей. В «Механическом человеке» нет режиссерских изысков. Там важна правда характеров и обстоятельств, в которые попал главный герой. Мне было очень легко с Гостюхиным работать. Сегодня, в день рождения Владимира Васильевича, я играю этот спектакль на сцене Театра-студии киноактера. Обязательно после него поздравлю со сцены Владимира Гостюхина с 75-летием и скажу несколько теплых слов в его адрес.

pepel@sb.by

Тэатры