8 мая, в 21:05 в эфире телерадиокомпании «Губерния» (Самара) состоялась трансляция премьеры спектакля Самарского Академического театра драмы «Не покидай меня» по пьесе известного белорусского драматурга Алексея Дударева. Режиссер-постановщик- художественный руководитель театра Валерий Гришко.
Сценография — Александр Орлов (Санкт-Петербург), композитор — Василий Тонковидов, педагог по вокалу — Анна Добротворцева, постановщик пластики — Евгения Зеленская, инструктор по метанию ножей-Андрей Яковлев.
В спектакле заняты актеры: Алексей Егоршин, Надежда Якимова, Екатерина Конурина, Екатерина Соловьева, Ирина Чеботаева, Виктор Мирный, Андрей Нецветаев, Сергей Маркелов, Игорь Новиков.
Премьера этого спектакля должна была состояться в Самарском Академическом театре драмы им. Горького 7-8-го мая. Он посвящен 75-летию Победы и был готов еще до введения ограничений, связанных с распространением коронавируса. Когда стало ясно, что обстоятельства не позволят осуществить премьеру в театре для зрителей, руководство приняло решение записать его для показа по телевидению. Это благородное решение. Театр ,его актеры, любимы самарской публикой, и этот показ в телевизионном формате вновь подтвердил уважение к великому празднику, а так же заботу о зрителях, которые ждали эту премьеру и очень ждут встречи с театром, с той атмосферой, которая в этом театре особая, наполненная высокой духовностью и сохранением прекрасных традиций при открытости всему новому, если оно достойно того.
В это нелегкое, тревожное полное неопределенности время, Самарский театр драмы остается со своими преданными поклонниками. На сайте театра, на его страницах в социальных сетях даются трансляции спектаклей прежних лет, с выдающимися актерами, в великолепной режиссуре В.Гвоздкова, В. Гришко…А в преддверии юбилея Великой Победы актеры театра, корифеи сцены и молодые, читали поэзию и прозу русской и советской классики, делились воспоминаниями о своих ветеранах. Это было трогательно и волнующе. Телевизионная премьера спектакля по пьесе-балладе Алексея Дударева стала прекрасным, торжественным аккордом , достойным великого праздника. Перед показом художественный руководитель театра и режиссер спектакля Валерий Викторович Гришко сказал: «Уважаемые зрители, дорогие соотечественники! Сегодня наш Самарский академический театр драмы, как и все театры страны, переживает непростые времена. Вот уже полтора месяца мы не играем спектакли. Актёры, работая, так сказать, на «удалёнке», выкладывают в соцсетях театра видеоролики, где читают стихи и прозу, поют песни, делают свои интересные проекты. Мы благодарны всем, кто смотрит их, – у нас тысячи и тысячи просмотров!
Очень досадно, что премьера спектакля «Не покидай меня» по пьесе знаменитого белорусского драматурга Алексея Дударева, который мы посвятили 75-й годовщине Великой Победы, в назначенные сроки (7-8 мая) в зале со зрителями состояться, по понятным причинам, сейчас не может. Но что делаешь во всякой трудной ситуации? Ищешь выход, и мы его нашли. Ещё в марте, понимая, что деятельность театра, скорее всего, будет приостановлена, мы активно и напряженно начали работать, и к концу марта довели спектакль практически до полной готовности. Ну, а потом пришло решение сыграть премьеру так, как мы её наметили, – в преддверии праздника Великой Победы. Спасибо телеканалу «Губерния», который согласился сделать видеозапись нашей финальной репетиции. Я очень рад, что мы, таким образом, сможем внести свой вклад в празднество. Благодарен всем, кто поддержал эту акцию, прежде всего, губернатору Самарской области Дмитрию Игоревичу Азарову, который одобрил данное решение».
Итак.
Спектакль «Не покидай меня» — драматическая баллада в двух действиях о судьбе четырех девушек-разведчиц на спецзадании по уничтожению врага. Под видом артистов команда во главе с опытным командиром должна проникнуть в тыл к немцам и дать радиосигнал с нужной территории. Все четыре актрисы— Надежда Якимова-Вероника Кремис, Екатерина Конурина-Аля Ладысева, Екатерина Соловьева-Зина Батян, Ирина Чеботаева-Ядвига Гурская очень трогательны и органичны в образах своих героинь. Они все пришли из тех огненных лет. У той войны лицо не только мужское. У нее и женское, девичье лицо. Это трагично, так не должно быть. И это переживает,- отчего в начале. получив приказ руководства раздражается, и даже напускает излишнюю строгость, маскирующую доброту, сожаление, печаль,- их командир, прошедший через многие испытания, представленный к званию Героя Советского Союза, гвардии капитан Петр Михасев В этой роли Алексей Егоршин. Великолепная работа. Образ трагический, не смотря на всю нетривиальность ситуации. Эту внутреннюю боль от потери семьи, от того, что прекрасные, еще не познавшие счастья ,но уже опаленные войной, девочки обречены, актер переживает каждым мгновением своей роли. Да, они идут на подвиг, но этот подвиг жертвенный. Они не успели…полюбить
(за исключением Али), не успели просто еще порадоваться жизни…Но они молоды, и эта жизнь бьет в них ключом. Они становятся собой и каждая прекрасна по-своему, когда получают задание выучить белорусскую песню, танцевать. Они поют и это пение в слиянии прозрачных чистых девичьих голосов одна из самых запоминающихся сцен спектакля (благодарность педагогу по вокалу Анне Добротворцевой). Девушки до слез трогают в сцене вечера перед уходом
на задание, когда командир устроил им праздник, накупив в военторге сладостей и потанцевав с каждой…Когда же они уходят-подготовленные, владеющие всеми методами ближнего боя от рукопашной до метания ножей, -когда они уходят во тьму, но провожаемые светом -это апофеоз и катарсис…
В финале спектакля полковник, -в этой роли замечательный Виктор Мирный,-его герой так же из того времени, он воплощение тех лучших представителей советского командования, которые вместе с рядовыми проходили огненными тропами войны, -в финале именно он с сдержанной болью говорит о трагических судьбах трех девушек и их командира и о гибели боевых товарищей. (В этих ролях Андрей Нецветаев, Сергей Маркелов). И с доброй надеждой рассказывает
, что у Али родился мальчик, она ветеран войны и живет в Минске… Так драматург и режиссер соединяют мостом памяти то героическое в каждом дне время и современность. Небольшой монолог полковника идет на фоне женского голоса, нежно напевающего по-белорусски «не покидай меня…».
Отдельно хочется поговорить собственно о постановке. Благодарность всей группе. Режиссерский почерк Валерия Гришко всегда узнаваем. В каждой его работе безукоризненность художественного вИдения, стиля, и каждая его работа пронизана светом, это свет добра. «Не покидай меня»-трагическая баллада времени испытаний. Но сколько света- намеренно повторяю это определение, -в лицах актеров, в каждой мизансцене, которая выстроена лаконично и при всей условности , которую допускает театр, предельно достоверна . Лаконичность и эстетизм –в самом истинном значении этого слова присутствуют в сценографии. Сочетание зелени- со сдержанными оттенками серого рождают ассоциации листвы, леса, через который
придется пройти девушкам и капитану, а так же и надежды. «Наши взяли Минск!»-говорит полковник умирающему в госпитале Михасеву, а тот повторяет эти слова Але…И музыка-столь же сдержанная, одновременно трагичная и светлая.(Композитор Василий Тонковидов).
Комок в горле и слезы в течение всего спектакля. Хочется поскорее увидеть это на сцене. Так и будет.
Великая благодарность всем:
постановщикам, актерам, каналу Губерния. Браво и низкий поклон.
Ирина Каракозова