Новое прочтение драмы Антона Чехова «Три сестры» способно поразить зрителя оригинальностью трактовки

586 праглядаў

Шедевр подкрался незаметно

До недавнего времени лучших «Трех сестер» давали в нашей столице в Драматическом театре Белорусской армии в постановке художественного руководителя Марины Дударевой. Ну, доложу я вам, это был фейерверк. Жаль, что немного недооцененный. Жанр того спектакля был определен Дударевой как «квест по А. П. Чехову», и этот формат увлекал отточенностью нюансов, напряженным психологизмом и выдержанностью стиля. Получилось и философски, и доходчиво, в общем, «неси свой квест и веруй». Но вот пришел удар откуда не ждали: независимая театральная компания «ТриТформаТ», возглавляемая актрисой Верой Поляковой, показала своих бомбических «Трех сестер» в постановке молодого режиссера Татьяны Самбук на сцене Малого зала Дворца Республики. Пристегните ремни: спектакль мчится на бешеной и нездешней скорости, сбивая с ног. 

«Как долго я тебя искала!» — вполне могла бы сказать Маша (Вера Полякова) Вершинину (Владимир Иванов) в премьерном спектакле Татьяны Самбук.

Татьяна Самбук — выпускница Санкт‑Петербургского государственного института культуры, преподаватель ВГИКа, училась у Сергея Соловьева, автора культовых картин «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и многих других, во ВГИКе. И определенно режиссер Соловьев передал Татьяне «бациллу» озорства и хулиганства. Когда смотришь на хрупкую Таню на поклонах, не верится, что такой энергоемкий, жилистый, местами приправленный эротизмом спектакль поставила скромная тургеневская девушка.

Уже 8 марта в Большом зале Дворца Республики театральная компания «ТриТформаТ» представит премьеру «Княжна Мэри» в постановке режиссера Татьяны Самбук.

Костяк нынешней премьеры, как и других в «ТриТформаТе», — звездная труппа Театра‑студии киноактера, из которой трудно выделить кого‑то одного. Все здесь работают в сцепке и едином парадоксальном рисунке. Неожиданно пронзительный и сдержанный Вершинин Владимира Иванова: при убедительной мужской фактуре ни капли фанфаронства или чванства, которые были продемонстрированы, например, в трактовке Александра Домогарова в спектакле Андрея Кончаловского. Андрей Юрия Баранова с восторгом примеряет на себя терновый венец подкаблучника. «Я некрасив, какой я военный?» — вопрошает Тузенбах в исполнении статного и пластичного Антона Жукова. Типичный миллениал, затесавшийся в семейную свару. Напористая Наташа Олеси Пуховой сыграна безжалостно, без луча надежды и сочувствия, это таран, давящий и оставляющий после себя пустыню. Ревнителям традиций сообщаем: из действия напрочь исключен доктор Чебутыкин. Его реплики в четвертом действии говорит Кулыгин (Александр Тимошкин) с приклеенной бородой. А кому из трех сестер Прозоровых отдать мне свое сердце? Ирине (Мария Астапович), Ольге (Наталья Холодович) или Маше (Вера Полякова)? Трио бесподобно, полифонично и естественно. Сыграть так живо, без груза предыдущих трактовок на плечах — это, извините, надо действительно безоговорочно поверить режиссеру и обладать подлинной внутренней свободой. Наша Маша, говорящая у Чехова фразу: «Не люблю я штатских», вполне могла бы подпеть хиту группы «Комбинация»: «А я люблю военных, красивых, здоровенных…»

Следующий показ спектакля «Три сестры» состоится в Международный день театра, 27 марта.

Кстати, нет здесь не только Чебутыкина, но и финального монолога сестер. Действительно, сколько можно выть? Отдельного упоминания заслуживает неожиданно подросший по задумке режиссера сын Андрея и Наташи Бобик. Его точно и оригинально играет Артем Макей. Наверное, только таким и мог вырасти этот мальчик с мещанкой‑матерью.

В спектакле звучит живая музыка в исполнении музыкантов ­Президентского оркестра (главный дирижер — Виталий Кульбаков). Композитор Дарья Гарбузняк придумала насыщенное музыкальное обрамление.

Не удивлюсь, если у этого спектакля, где Чехов изрядно переписан, дополнен и переосмыслен, будут проблемы с поклонниками. Для того чтобы его полюбить, нужно быть, если хотите, немножечко эстетом, французом, зрителем, открытым к экспериментам, способным оценить театр, провозгласивший искусство без ханжества и спекуляций. «Как много на свете книг, объясняющих, почему мы должны жить печально» — это слова одной из песен группы «Аквариум». «Три сестры» Татьяны Самбук объясняют, почему жить надо весело, открыто, не боясь дураков, в каком бы обличии — нелюбимого мужа или глупой родственницы — они ни представали перед вами.

Добрый зритель в девятом ряду.
"СБ. Беларусь сегодня"

Тэатры