Царская охота
Персонажи Владимира Короткевича снова вышли на сцену Большого театра
В свое время опера Солтана стала настоящей сенсацией для всего музыкального мира Беларуси, подняв национальное оперное искусство на новую высоту. С успехом она была показана в Большом театре России на гастролях в Москве, была удостоена Государственной премии БССР. Великолепная команда наших корифеев, вдохновленная заслуженным артистом Виктором Скоробогатовым и состоящая из композитора Владимира Солтана, либреттиста Светланы Климкович, режиссера Вячеслава Цюпы, дирижеров Ярослава Вощака и Александра Анисимова, сценографа Эрнста Гейдебрехта работала с редким воодушевлением и азартом. Вместе с исполнителями главных ролей Натальей Костенко (Надежда Яновская), Виктором Скоробогатовым (Белорецкий) и Владимиром Экнадиосовым (Дубатовк) они удостоились Государственной премии 1990 года.
В опере Солтана в идеальных пропорциях сочетались романтизм, мистика и национальный колорит. Образы повести Короткевича получили более чем достойное музыкальное воплощение, они запели и зажили сценической жизнью так лихо и убедительно, что не вызывали ничего, кроме возгласов одобрения и оваций.
Знатоки и приверженцы традиций, наверняка будут ревностно сравнивать нынешний спектакль Анны Моторной с предыдущей версией, которая много лет с успехом шла на сцене Большого. А может быть даже с прославленным фильмом Валерия Рубинчика, удостоенного нескольких призов. Тем не менее, нынешняя версия оперы, вполне отвечает запросам современного зрителя: в ней превалирует динамичное визуальное начало. Мы увидим готическую компьютерную графику: стаи ворон, крупные капли дождя — понятно, что мистический детектив не может обойтись без подобных атрибутов, а самому спектаклю свойственна даже некоторая избыточность во всем — в громкости звука, в костюмах, в подаче материала. Здесь уже не до нюансов актерской игры. Режиссер Моторная явно озадачена тем, как произвести впечатления на огрубевшие нервы современного зрителя и ей это вполне удается.
Солист Александр Гонца играет своего Андрея Белорецкого как пугливого олененка, забредшего в чащу. Хороша Надежда Яновская признанной мастерицы лирических полутонов Татьяны Гавриловой. Купаются в своих ролях Дмитрий Шабетя (Дубатовк), Андрей Селютин (Алесь Ворона), интересен выбор Александра Михнюка на роль Андрея Светиловича. Но особой спаянности среди исполнителей пока нет. Кажется, что все они из разных спектаклей. У кого-то слишком много статики в рисунке, не хватает эмоциональной наполненности образа. Тем не менее то, что театр и солисты снова взялись за такое сложное произведение, заслуживает восхищение. Художник Андрей Меренков и художник по костюмам Татьяна Лисовенко предложили свою версию визуального образа белорусского Полесья.
КСТАТИ
Новый сезон в Большом театре оперы и балета Беларуси откроется 8–9 сентября именно этой постановкой.
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ