Новое прочтение оперы Владимира Солтана «Дзікае паляванне караля Стаха» в Большом театре Беларуси нашло отклик у зрителей

214 праглядаў

Царская охота

Персонажи Владимира Короткевича снова вышли на сцену Большого театра

Большим праздником, как и подобает, завершился ­ 88-й сезон в Большом театре оперы и балета Беларуси. Режиссер Анна Моторная и ее постановочная группа представили новую версию знаменитой оперы композитора Владимира Солтана «Дзікае паляванне караля Стаха» по одноименной повести Владимира Короткевича.
 

В свое время опера Солтана стала настоящей сенсацией для всего музыкального мира Беларуси, подняв национальное оперное искусство на новую высоту. С успехом она была показана в Большом театре России на гастролях в Москве, была удостоена Государственной премии БССР. Великолепная команда наших корифеев, вдохновленная заслуженным артистом Виктором Скоробогатовым и состоящая из композитора Владимира Солтана, либреттиста Светланы Климкович, режиссера Вячеслава Цюпы, дирижеров Ярослава Вощака и Александра Анисимова, сценографа Эрнста Гейдебрехта работала с редким воодушевлением и азартом. Вместе с исполнителями главных ролей Натальей Костенко (Надежда Яновская), Виктором Скоробогатовым (Белорецкий) и Владимиром Экнадиосовым (Дубатовк) они удостоились Государственной премии 1990 года.

В опере Солтана в идеальных пропорциях сочетались романтизм, мистика и национальный колорит. Образы повести Короткевича получили более чем достойное музыкальное воплощение, они запели и зажили сценической жизнью так лихо и убедительно, что не вызывали ничего, кроме возгласов одобрения и оваций.

Знатоки и приверженцы традиций, наверняка будут ревностно сравнивать нынешний спектакль Анны Моторной с предыдущей версией, которая много лет с успехом шла на сцене Большого. А может быть даже с прославленным фильмом Валерия Рубинчика, удостоенного нескольких призов. Тем не менее, нынешняя версия оперы, вполне отвечает запросам современного зрителя: в ней превалирует динамичное визуальное начало. Мы увидим готическую компьютерную графику: стаи ворон, крупные капли дождя — понятно, что мистический детектив не может обойтись без подобных атрибутов, а самому спектаклю свойственна даже некоторая избыточность во всем — в громкости звука, в костюмах, в подаче материала. Здесь уже не до нюансов актерской игры. Режиссер Моторная явно озадачена тем, как произвести впечатления на огрубевшие нервы современного зрителя и ей это вполне удается.

Солист Александр Гонца играет своего Андрея Белорецкого как пугливого олененка, забредшего в чащу. Хороша Надежда Яновская признанной мастерицы лирических полутонов Татьяны Гавриловой. Купаются в своих ролях Дмитрий Шабетя (Дубатовк), Андрей Селютин (Алесь Ворона), интересен выбор Александра Михнюка на роль Андрея Светиловича. Но особой спаянности среди исполнителей пока нет. Кажется, что все они из разных спектаклей. У кого-то слишком много статики в рисунке, не хватает эмоциональной наполненности образа. Тем не менее то, что театр и солисты снова взялись за такое сложное произведение, заслуживает восхищение. Художник Андрей Меренков и художник по костюмам Татьяна Лисовенко предложили свою версию визуального образа белорусского Полесья.

Меломанам будет интересно узнать, что в новой постановке оперы «Дзікае паляванне караля Стаха» благодаря режиссеру Моторной и дирижеру-постановщику Андрею Иванову прозвучали четыре ранее неизвестные арии из второго действия спектакля. «Для любого дирижера большой честью является возможность прикоснуться к столь монументальной и замечательной работе, — заметил Иванов перед премьерой. — Партитура Владимира Солтана — это действительно шедевр, гордость нашей страны. В нашей постановке будет звучать более полный вариант музыки Владимира Солтана. Мы изначально с Анной Моторной говорили о том, что постараемся полностью использовать весь музыкальный материал, который только был написан композитором, и восстановить его. Ведь, как вы знаете, в результате подготовки к премьере первого спектакля, которая состоялась в 1989 году, партитура была утеряна. Она восстанавливалась по оркестровым голосам. Эта работа была проделана в очень сжатые сроки и туда, к сожалению, не вошли многие фрагменты», — рассказал дирижер накануне премьеры.

КСТАТИ

Новый сезон в Большом театре оперы и балета Беларуси откроется 8–9 сентября именно этой постановкой.

Фото БЕЛТА
Тэатры