Поезжайте в Бобруйск и спросите…

759 праглядаў

Более 40 лет служит в одном театре заслуженный артист Беларуси Александр Парфенович.

Более 40 лет служит в одном театре заслуженный артист Беларуси Александр Парфенович, и его заслуги не только в стаже. Редкое постоянство по нынешним временам... Одну из главных ролей в премьере “Вечер” Могилевского областного театра драмы и комедии имени В.И. Дунина-Марцинкевича исполнил любимец бобруйской публики, заслуженный артист Беларуси Александр Парфенович. Можно сказать, что его имя — бренд бобруйского коллектива. Александр Александрович признается, что его хотели заполучить многие знаменитые театры, всем были нужны его врожденная интеллигентность и необычная фактура, но он остался верен Бобруйску. Именно этот город, как принято теперь говорить, стал его местом силы. Я давно наблюдал за Парфеновичем, видел его в разных ипостасях: и на сцене, и во время всевозможных обсуждений, театральных споров. Он никогда, что называется, не терял лица. И во всем, что делает, поражают его такт, терпение, интеллигентность.

— Александр Александрович, одна из ваших недавних работ — постановка Татьяны Троянович “Точки на временной оси” по пьесе Дмитрия Богославского, получившая сразу пять главных наград VI Республиканского фестиваля национальной драматургии, который проводится на базе вашего театра. Приза удостоены были и вы за лучшую мужскую роль второго плана. Расскажите, как вам работалось в “Точках...”? Во многом это необычный спектакль для провинциальной сцены — не комедия, а философское размышление о времени и человеке...

ФОТО TEATR-BOBR.BY

— Это кардинально отличается от всего, что мне доводилось играть раньше. Я острохарактерный актер, комедийный, а здесь нужно было достигнуть состояния очень высокой драматичности, особенно в финале. Наверное, это произошло. Потому что, по словам известных критиков и режиссеров, которые смотрели эту работу, чего-то мы достигли. Это такой вневременной разговор о будущем человечества, исполненный тревоги, которая есть и у автора в тексте, и в концепции режиссера. Недавно мы показывали спектакль в Минске на сцене Купаловского театра в рамках конкурса Национальной театральной премии. Нам сказали много хороших слов. А мы почувствовали, как столичный зритель был к нам расположен, был готов воспринимать каждое наше слово.

— И снова премьера — “Вечер”. Ваш персонаж Василь для вас — сильная личность?

— Я видел, как актеры на премьерном показе волновались. На прогоне, по-моему, какие-то вещи выглядели точнее. Всегда нужен взгляд со стороны на свой образ, какой-то юмор по отношению к нему. Да, для меня Василь — сильный человек. Сама пьеса Алексея Дударева, с которым мы знакомы более сорока лет, нравится мне музыкальностью языка. Переставь в какой-нибудь фразе хоть слово — и звучание будет уже не то. Мой герой Василь подкупает меня своей человеческой чистотой. Может, он не значим в обычном смысле чинов и должностей, но значим в каком-то своем человеческом масштабе. Это светлый, добрый человек, вокруг него живут другие люди, которые тянутся к нему. Они видят его нравственную чистоту, неистребимую веру во все хорошее и доброе, а главное — в предназначение человека на этой земле. В чем оно для Василя? Оно предельно конкретно: согреть своим теплом и добротой других. Вот для чего мы и приходим на эту землю. Хотя жизнь не всегда так однозначна. И случаются в ней порой очень непростые испытания, когда можно отступить от своих идеалов, предать себя...

— Александр Александрович, вы работаете в театре с 1975 года. Для Беларуси вы, как Банионис для Литвы: тот тоже много лет работал в провинциальном театре в Паневежисе.

— Меня звали во многие театры Беларуси, но так уж сложилась судьба. Моя семья здесь. И потом, оглядываясь на прожитую жизнь, я понимаю, что ни в одном театре никогда не сыграл бы столько ролей, сколько сыграл их в Бобруйске.

Кроме того, у меня около 70 ролей в кино и сериалах. Пусть это и небольшие роли, но тем не менее. Я работал с прекрасными и известными режиссерами, которых привлекает моя яркая фактура.

— Мне вы особенно запомнились в российском сериале “Братья Карамазовы” Юрия Мороза в роли колоритного слуги... Но вернемся к театру. Если оценивать с высоты прожитых лет, как вы думаете, почему бобруйскому театру не везет с главными режиссерами? Ушли Максим Сохарь, Венедикт Расстриженков...

— А где их брать? Все сегодня хотят работать в столицах, не понимая, что здесь, в Бобруйске, можно делать то же самое, что и в Минске, если ставить перед собой серьезные творческие задачи. Потому что есть прекрасный чуткий директор Вероника Винель, есть очень сильная профессиональная труппа. Когда столичный режиссер и педагог Татьяна Троянович поставила перед нами весьма не простые задачи с такой сложной пьесой, как “Точки на временной оси”, мы их выполнили. Значит, есть какой-то актерский потенциал? Значит, Бобруйск не такая уж и провинция?

— Труппа в театре укомплектована полностью?

— Я не сказал бы... Бытовые вопросы сегодня, увы, довлеют над творческими. Мы приглашаем актеров из Белорусской государственной академии искусств, но уже давно никто к нам не приезжает. Мы направляем наших актеров туда на обучение. После учебы они возвращаются и продолжают работать в театре. Есть в городе свой колледж искусств.

— Раскройте секрет: как вы все-таки избавились от амбиций уехать в большой город и обрели это внутреннее спокойствие, которое читается во всем вашем облике?

— Все просто. Наверное, на каком-то жизненном этапе я просто недооценил себя? (Улыбается.) Я по натуре самоед, все время себя гноблю, видимо, считал, что чего-то не достоин.

— На ваш взгляд, у театра может начаться новая светлая полоса?

— Конечно. Я видел разные периоды. Светлая полоса возникает вдруг. Потом, правда, притухает, потом — опять. Вдруг появляются спектакли, которые замечают и в Минске. У театра и здешних людей хорошая театральная аура. В Бобруйске проходит прекрасный фестиваль национальной драматургии. Театр любит и наш простой бобруйский зритель, и руководство города. Все это не дает опустить руки.

Валентин Пепеляев

Источник: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА

https://www.sb.by/articles/poezzhayte-v-bobruysk-i-sprosite-.html

Тэатры