Театр мастера Кашперова
Заслуженный артист Беларуси, лауреат специальной премии Президента Александр Кашперов сегодня отмечает 75-летие. Вечером он выйдет на сцену любимого Театра-студии киноактера в легендарном спектакле «Тэатр купца Япішкіна» по пьесе одного из основателей белорусского профессионального театрального искусства Евстигнея Мировича. После состоится импровизированная часть вечера с поздравлениями и добрыми словами в адрес Александра Борисовича.
Этот спектакль — долгожитель театра, его премьера состоялась в 1993 году, объясняет выбор для бенефиса Кашперов:
— Длится он час с небольшим. Мне не хотелось, чтобы наш вечер слишком затягивался, я не люблю длинных чествований. От этого все устают — и сам юбиляр, и те, кто его поздравляет. В первом отделении — спектакль, а потом ребята покажут какой-то поздравительный капустник.
— Вам встречались в жизни такие персонажи, как купец Епишкин?
— Конечно, это вечный типаж. Он говорит: «Сам все сделаю! Все могу». Для него не существует никаких авторитетов и идеалов. Он считает, что все понимает не только в театральном ремесле, но и во многих других областях жизни. Некоторые современные продюсеры мне его очень напоминают.
…Александр Кашперов давно любим самой критикой и взыскательными зрителями. За жар души, за сладостные муки театральных страстей, за непредсказуемую многогранность сценических и киношных образов, за щедрую и широкую эмоциональную амплитуду. За то, что никогда не снижал планку: был требователен в первую очередь к себе и только потом — к остальным. И как любой крупный мастер, Кашперов не занят самолюбованием и не требует ничего взамен: хотите — любите, хотите — нет. Тем и пленяет наши сердца. Его стихия — гротеск, буффонада, фарс. Материал, в котором позволено проявить максимум эмоций. В Кашперове пульсирует и режиссерская жилка — он все должен освоить, выстроить и понять так, как считает нужным. В 2010 году в качестве режиссера поставил водевиль «Ограбление в полночь».
Отдельно стоит вспомнить его колоссальный вклад в дубляж и озвучку. Кого он только не озвучил за эти годы! Собрать бы их в одной комнате — получилась бы неплохая и довольно теплая компания. Около 200 ролей в фильмах киностудии «Беларусьфильм» и кинокомпаний ближнего и дальнего зарубежья дают нам право назвать Кашперова нашим Марлоном Брандо и Бертом Ланкастером, приправленным местными «специями».
В его фильмографии — «Руины стреляют», «Пламя» и «Черная береза» Виталия Четверикова, «Последнее лето детства» и «Венок сонетов» Валерия Рубинчика, «Поговорим, брат…» Юрия Чулюкина, «Государственная граница» Бориса Степанова, «Наш человек в Сан-Ремо» и «Поводырь» Александра Ефремова. А также остросюжетные истории Дмитрия Зайцева «Между жизнью и смертью» и «Стая», ироничный «Дастиш фантастиш» Александра Канановича (здесь он сыграл колоритную женскую роль), военно-патриотическое кино «Чаклун и Румба» Андрея Голубева, «Око за око» Геннадия Полоки (с легендарным режиссером «Интервенции» Кашперова связывала не одна работа и годы настоящего товарищества), «Днепровский рубеж» Дениса Скворцова, бульба-хоррор Андрея Кудиненко «Масакра».
Александр Кашперов смело осваивает новые жанры и не боится показаться несолидным. Уж он-то точно знает, что все глупости на земле делаются с серьезным выражением лица.
КСТАТИ
В послужном списке Александра Кашперова роли в спектаклях «Фантазии по Гоголю», «Гамлет», «Тэатр купца Япішкіна», «Похищение Елены», «Мы идем смотреть «Чапаева», «Последняя женщина сеньора Хуана», «Остров нашей Любви и Надежды», «Щелкунчик», «Таланты и поклонники», «Навечно в памяти», «Две стрелы», «…Забыть Герострата!», «Как выходят в люди, или На всякого мудреца довольно простоты», одноактные комедии по пьесам Антона Чехова «Юбилей» и «Предложение», лирическая комедия «Смешанные чувства» и другие.