Показы дипломных спектаклей выпускников БГАИ «Сны Риты» и «Омут» прошли в театре им. М.Горького

80 праглядаў

Стремление к катарсису
Пока мастера и мастодонты готовятся закрыть очередной театральный сезон, собирают урожай наград и переводят дух от прошедших юбилеев, племя молодое, незнакомое робкой поступью неофитов вступает в бурные воды театральной жизни. Показ дипломных спектаклей выпускников Белорусской государственной академии искусств «Сны Риты» и «Омут» прошли в театре им. М.Горького.

ФОТО ТЕАТРА ИМ. М.ГОРЬКОГО.

Можно сказать, что тревожат молодых режиссеров те же темы, что и их учителей: никакой «чернухи», любования патологическими или пограничными состояниями, спекуляций на жареные темы гендерной идентичности или старого доброго феминизма. На первом плане — внутренний мир человека, в нем — черные дыры, и чувство невесомости, и бесконечный космос, который на протяжении многих световых лет не кончается никогда.

Ученики художественного руководителя театра Сергея Ковальчика, а также преподававших на курсе народных артистов Беларуси Бориса Луценко и Ольги Клебанович, все серьезнее заявляют о себе. Мария Матох под художественным руководством Бориса Луценко уже представила трагикомедию «ОБломOFF» в репертуаре горьковского. Виталина Бидюк — ученица Сергея Ковальчика — предложила свою версию знаменитой пьесы Эрика‑Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» с Беллой Масумян. Роль Оскара исполнил Дэвид Разумов (он же блистал в недавнем показе моноспектакля «Омут»).

Постановки «Сны Риты» (режиссер Егор Лешок) и «Омут» (автор и исполнитель Дэвид Разумов) разные по настроению, но их объединяет тема человеческого одиночества.

Героини «Снов Риты» драматурга Янины Новак — две сестры Алина (Виталина Бидюк) и Рита (Мария Матох). У них по‑разному складываются судьбы, но от жизни они ждут одного и того же: счастья, понимания, любви. Получается не всегда, житейская ситуация оказывается сложной, болезнь матери — непреодолимой, а еще сердца изранены различными травматическими опытами, оттого и жалят сестры порой друг друга неприятными словами. Наблюдать за их общением интересно, дуэт, кажется, получился. Это душное существование в замкнутой коробке одной из провинциальных квартир выглядит вполне убедительно и восходит в своей традиции к горьким комедиям Людмилы Петрушевской. Само имя Рита и тема сновидений вызывают стойкие ассоциации и с прозой Ренаты Литвиновой. Струна отношений натягивается, но не рвется. Хочется верить, что, пройдя все испытания, сестры все‑таки повзрослеют и перестанут винить в своих неудачах друг друга. В спектакле много интересной пластики и сделанной со вкусом хореографии Виталины Бидюк.

Главный герой «Омута» Павел (Дэвид Разумов) проходит свой путь взросления: от психологического отрицания ситуации до примирения с ней. Монолог героя Дэвид написал сам. Переживание каких‑то внутренних страхов у его героя Павла тоже происходит непросто и поступательно. Слезы очищения приходят не сразу.

«Сны Риты» и «Омут» — интересные поиски, взгляд современных режиссеров на природу человека и современного театра. Пусть иногда взгляд наивный, в чем‑то несовершенный, но вполне искренний. Молодые режиссеры и актеры приглашают нас к размышлениям, и, судя по всему, они вскоре продолжатся в стенах театра им. М.Горького. Возможно, уже с другими названиями и спектаклями, ведь сразу четырех своих учеников из семи выпускников худрук Сергей Ковальчик взял в театр, пока в качестве артистов, но, думаю, это лишь повод к дальнейшему диалогу поколений. Ведь в современном театре все так текуче, зыбко и взаимозаменяемо.


Добрый зритель в 9‑м ряду.

Источник:  СБ Беларусь Сегодня

https://www.sb.by/articles/stremlenie-k-katarsisu.html

Тэатры