Когда игра стоит свеч
Фестиваль красноречиво запечатлел главные тенденции в театральном развитии нынешнего постсоветского пространства: глобальный синтез видов и жанров продолжается. Артисты театра кукол хотят играть драму, а драматические — попробовать свои силы в современной хореографии. Попытки эти иногда бывают довольно удачными — забегая вперед, скажем, что именно пластический спектакль «Шлюб з ветрам» («Свадьба с ветром») Республиканского театра белорусской драматургии из Минска стал лучшим спектаклем.
Свадьба и ретро
— Брест — знаковое место и для россиян, и для белорусов, — говорит режиссер конкурсного спектакля «Свадьба в стиле ретро» Белорусского государственного академического музыкального театра Михаил Ковальчик. — Для меня тут сосредоточены наши общие корни — и ментальные, и исторические. Брест — это такой военный и культурный форпост Союзного государства. Я рад, что в этом году фестиваль «Белая Вежа» состоялся и мы можем без спешки, суеты, агрессии оценить, что было сделано нами за последнее время, а сделано немало. Да, кто-то идет ложным путем, изобретает велосипед, особенно это свойственно молодым драматургам и режиссерам. Но без собственных ошибок в профессии состояться невозможно. Белорусский и российский театр исторически работают в живой сцепке. Взять наш спектакль: играют в нем белорусские актеры, пьеса написана российским классиком Александром Галиным, музыка — российским композитором Александром Журбиным. Везде, куда бы ни привозили, его показы проходят на ура.
На фестивале было показано 22 спектакля из семи стран.
И поэтому после показа спектакля «Свадьба в стиле ретро» на «Белой Веже» состоялось чествование ученика Товстоногова заслуженного деятеля искусств России Михаила Ковальчика. Ровно 50 лет назад, в сентябре 1971 года, выпускник Белорусского государственного театрально-художественного института приступил к выполнению обязанностей режиссера-постановщика Брестского областного драматического театра.
Автора, автора!
Интересным оказался режиссерский взгляд белоруса Дениса Федорова на пьесу российского драматурга Дарьи Кривошеевой, пишущей под псевдонимом Даша Че «День Д.». Показ стал ярким событием программы форума. Главная героиня — наша молодая соотечественница, эмигрировавшая в США, сталкивается с проблемой социальной и культурной адаптации, чувствует себя на некой социальной обочине, несмотря на внешнее благополучие. Пресловутая американская мечта оборачивается изоляцией, чувством одиночества и паническими атаками. Исполняют ее монолог по очереди три актрисы — Анна Стасюк, Татьяна Строк и Алла Омесь. Каждая из них вносит свое индивидуальное отношение к материалу.
— Одной из задач нашего фестиваля всегда являлась поддержка белорусской драматургии, — говорит директор «Белой Вежи» Александр Козак. — Важно, чтобы она не затерялась сегодня в насыщенной театральной афише страны, где, пожалуй, представлены все авторы и все континенты.
Экспертный совет XXV Международного театрального фестиваля «Белая Вежа» лучшим спектаклем программы назвал постановку Республиканского театра белорусской драматургии «Шлюб з ветрам» режиссера Евгения Корняга. Лучшим актерским ансамблем «Белой Вежи» — артистов ереванского спектакля «Гардения». Дмитрий Чуйков стал исполнителем лучшей мужской роли в создании образа доктора Полякова в спектакле Евгения Корняга «Записки юного врача» Белорусского государственного театра кукол.
Лучшей актрисой названа Ирина Лебсак за роль в «Осенней сонате» Национального академического театра русской драмы из Алматы.
Пластический спектакль «Шлюб з ветрам» Республиканского театра белорусской драматургии из Минска стал лучшим на фестивале.
КСТАТИ
Автор этого материала написал пьесу «Нобелевская неделя», которая с большим успехом прошла во Дворце культуры профсоюзов Бреста. Постановку руководителя Нового драматического театра Сергея Куликовского, которого связывают долгие годы плодотворного сотрудничества с Томским драматическим театром, брестский зритель оценил бурными аплодисментами.