Премьера «Альпійская балада» РТБД – серьезный разговор о вечном поединке добра и зла

593 праглядаў

Живые и мертвые

Режиссер премьерного спектакля Республиканского театра белорусской драматургии «Альпійская балада» Светлана Науменко рисковала вдвойне. Во-первых, не побоялась взять известную повесть Василя Быкова, обрекая себя на неизбежные сравнения с киношедевром Бориса Степанова, в котором главные роли сыграли белорусская актриса Любовь Румянцева и звезда экрана Станислав Любшин. В свое время фильм стал событием в мировом кино и получил немало наград на международных кинофестивалях. Во-вторых, взяла на главные роли совсем молодых актеров, впервые примеривших на себя не только сложный военный материал, но и вообще большие роли в таком объеме.

Перед премьерой Науменко так объясняла свое видение материала: «Конечно, я могла бы взять опытную молодую актрису и взрослого актера, через статику создав противоречивые образы героев и заставив зрителя посмотреть на них со стороны. Но мы решили остановиться на абсолютно молодых актерах. У Быкова главные герои достаточно молоды. Скрываясь от погони, они преодолели около 70 километров по горной местности. Причем в сложных погодных условиях. Это запредельно трудно. Джулия в повести — совсем юная девушка».

Даже в этих словах видна искренняя увлеченность Светланы Науменко общим замыслом. Опыт показывает: без этой увлеченности или даже фанатизма не бывает достойного результата. Нынешняя премьера — редкий случай, когда и автор литературного первоисточника, и режиссер, и актеры сработали в унисон. А еще этот спектакль не только очередная премьера известного коллектива, но и гражданский поступок. О непримиримом поединке добра и зла, вине фашизма, которую невозможно искупить, режиссер Светлана Науменко говорит со всей определенностью. Вообще, к теме войны РТБД обращается регулярно. Достаточно вспомнить пронзительную постановку о проблеме поколений «Дзед» с участием заслуженного артиста Беларуси, тоже большого мастера Валентина Соловьева.

15 июля РТБД премьерным спектаклем «Пачупкі» закроет свой нынешний юбилейный, XXX сезон.

В «Альпійскай баладзе» видно, что спектакль ставил режиссер одухотворенный, тонко чувствующий, тяготеющий к поэтическому театру. Сказывается и большой опыт Светланы в профессии. Вспомним, что в Новом драматическом театре Науменко блестяще воплотила пьесу Алексея Дударева «Пес Белого острова», этот же материал поставила и на сцене театра им. Я. Коласа в Витебске. Здесь же подарила маленьким витебским зрителям и их родителям сказку «Золушка». Репертуар Белорусского государственного молодежного театра Науменко обогатила комедией «Богатые невесты» по пьесе классика русской драматургии Александра Николаевича Островского. Тандем с художником Юрием Соломоновым тоже приносит свои плоды. Сценография Соломонова метафорична и небанальна.

Отдельной похвалы, конечно, заслуживают молодые актеры. Исполнительница роли Джулии Юлия Лазовская — еще студентка Белорусской государственной академии искусств. Это подтверждает аргумент в пользу того, что студентов-актеров не стоит слишком долго мариновать в аудитории. Чем раньше их выпустить на большую сцену, тем лучше. Пусть они набьют чуть больше шишек в силу своей неопытности, но опыт работы в большом пространстве даст чувство уверенности в собственных силах, понимание профессии изнутри. Интересен Александр Никоненко в роли Ивана. Он хорошо передает эмоции человека, находящегося в пограничном состоянии. До мурашек пробирает эпизод с Гефтлингом, которого играет опытный многолетний мастер РТБД Сергей Шимко. Объем постановке придает звучащий здесь Голос из Будущего (Игорь Сидорчик) и видеопроекция, подготовленная Еленой Хмелевской и демонстрирующая весь ужас фашистских преступлений. История о милосердии и человеческом достоинстве в нечеловеческих условиях получила новое звучание. Этот спектакль надо смотреть всем.

КСТАТИ

Свою повесть Василь Быков написал на основе реальных событий, опубликованных в одной из газет. На момент съемок настоящая Джулия жила в Риме.

 

Тэатры