Премьера комедии «Тетки» в Белорусском государственном молодежном театре напоминает о семейных ценностях

197 праглядаў

Некоторые любят погорячее

В Белорусском государственном молодежном театре прошли премьерные показы спектакля «Тетки» — «семейно-объединяющей комедии» по пьесе российского драматурга Александра Коровкина в постановке питерского режиссера Виктории Луговой. В искрометной фарсовой форме действо напоминает зрителю о непреходящей ценности семейных уз и взаимоотношений.

Виктория Луговая уже работала с труппой Молодежного театра, в частности, поставила модерновый и довольно убедительный спектакль «Дети Ванюшина», который держался на психологической дуэли персонажа Александра Шарова и его отпрысков, одного из которых, самого мерзопакостного, исполнял актер, режиссер и драматург Дмитрий Богославский, покинувший труппу театра.

В нынешней премьере есть хороший заряд социальной сатиры. Главные героини — пенсионерки с экзотическими именами Грета и Роза — ко всему относятся по-философски. В том числе и к реалиям жизни в современной России. Когда один из героев чиновник Бабакин говорит им: «Наши пенсионеры должны жить в комфортабельных современных условиях…» — Грета риторически спрашивает: «Государство всю жизнь обирало и вдруг выделяет?..»

У неунывающих теток есть «груз» в виде двух племянников. Это самовлюбленный продюсер Роберт, который за долги перед кредиторами может угодить за решетку, и непутевый Эрик, находящийся в местах не столь отдаленных. Роберт вынашивает планы, как бы выгоднее продать дом и погасить долги. Эрик, естественно, сбегает из тюрьмы… Но Роберта в его планах стремится опередить местный чиновник без возраста, тот самый Бабакин (Сергей Шарангович). В хитросплетениях происходящих событий тщетно пытается разобраться милиционер Кувыкин, мечтающий на самом деле о звездной кинокарьере.

Александр Коровкин работает в жанре «бэдрум фарс» — одного из вариантов комедии положений. Впервые этот стиль был сформулирован французским драматургом Эженом Скрибом. Коровкин пишет не только пьесы, но и сценарии сериалов. Вот и «Тетки» просятся на киноэкран: так и вижу их в формате дневного комедийного «мыла» для домохозяек в духе «Виолы Таракановой».
В «Тетках» есть немало приятных и уморительно смешных моментов. Интересно наблюдать, как опытные мастера сцены Наталья Онищенко и Евгений Ивкович находят новые голосовые интонации и пластику для своих персонажей, как существуют в жанре концентрированного фарса, не предполагающего серьезного психологического проживания роли. И в целом, кроме вышеназванных, актеры Раиса Сидорчик, Алексей Шутов, Елена Зуй-Войтеховская, Сергей Шарангович, Анатолий Лагутенков составляют хороший ансамбль. Все здесь безудержно и стремительно, как в комедиях с Луи де Фюнесом. Драматург Коровкин успешно перенес на российскую почву лекала западной коммерческой драматургии, привив комедии положений чисто российскую безалаберность.

От ярких тонов «Теток» в сценографии и костюмах рябит в глазах, ироничной интонации добавляет музыкальное оформление. Катализатором событий становится старый добрый мышьяк, приключения трупа составляют большую часть интриги спектакля. Это тоже мотив знакомый. Фильм «Приключения трупа» снял французский режиссер Жан-Жак Бенекс. В картине Альфреда Хичкока «Неприятности с Гарри» все события также разворачивались вокруг мертвого тела. В «Механической сюите» Дмитрия Месхиева труп работяги Коли тоже доставлял главным героям немало хлопот. Навесить на шею героев покойника — прием в драматургии не новый, но всегда работающий. Тем более что у Коровкина он решен с непосредственным детским прямодушием и наивностью. Кроме приключений трупа, в «Тетках» есть еще один беспроигрышный ход, бьющий наотмашь со времен музыкальной комедии «В джазе только девушки»: переодевание мужского персонажа в женское платье.

«Тетки» вряд ли обогатят интеллектуалов, но, собственно, самих теток в зале, составляющих основную зрительскую массу Молодежного театра на этом спектакле, безусловно, порадуют. В противовес «чердачно-подвальному искусству», такому как минималистичный спектакль «Саша, вынеси мусор», театр предложил искусство «комедийно-объединяющее».

КСТАТИ

Пьесы Александра Коровкина сегодня идут во многих популярных театрах. В частности, «Тетки», переименованные в «Семейку Краузе», — в театре имени Пушкина. В спектакле блистает народная артистка России Вера Алентова. Афиша Театра-студии Олега Табакова предлагает вниманию зрителей «деревенские страдания». Немало шума наделала комедия «Палата бизнес-класса»: в антрепризном формате в спектакле, поставленном звездой «Особенностей национальной охоты» Семеном Стругачевым, играли Татьяна Васильева, Наталья Варлей, Георгий Мартиросян и сам Семен Стругачев. Как написано в аннотации спектакля на официальном сайте: «В веселой комедии современного российского драматурга Александра Коровкина нашлось место и для сантиментов, и для детектива, и для социальной сатиры. Главной же темой, затронутой в пьесе, является наивность и доверчивость русского человека, готового без оглядки довериться первому встречному».

Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ
Тэатры