Мери, где шипы, там и розы...
На большой сцене Дворца Республики с аншлагом прошла премьера спектакля «Княжна Мери» белорусского театрального проекта «ТриТформаТ»
«Спектакль о любви страстной и страшной… О дружбе, предательстве, смерти. О человеке, способном разрушить все на своем пути… даже самого себя. Фарс, вокал, трагедия и сочетание несочетаемого!» Так представлена в добротной программке «Княжна Мери» — спектакль по одноименной главе из романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Уже интригует. Впрочем, как и подобает лицедейскому искусству.
Михаил Лермонтов — не самый частый автор на афишах театров, особенно драматических. Известна, например, любовь Олега Меньшикова к его поэме «Демон». Сначала был спектакль Кирилла Серебренникова. Теперь «Демон» Сергея Землянского идет в театре имени Ермоловой, которым руководит Меньшиков. Сюжет поэмы драматические артисты рассказывают без слов — с помощью пластики, эмоций и музыки. Как это может сделать талантливый Сергей Землянский, театралы хорошо знают (в Минске видели его «Женитьбу», поставленную в Лиепайском театре). Римас Туминас нашел достойный эквивалент «Маскараду» Михаила Юрьевича: сначала у себя в Малом театре в Вильнюсе, а после — в Театре имени Вахтангова. Своеобразную реконструкцию спектакля Всеволода Мейерхольда «Маскарад» предпринял режиссер Валерий Фокин в Александринском театре Санкт-Петербурга…
И вот Лермонтов — с аншлагом на минской сцене! Да не где-нибудь, а в большом зале Дворца Республики. И это не мимолетное представление заезжих звезд, поглядывающих исподтишка на сцене на часы, чтобы не опоздать на поезд, а спектакль «Княжна Мери», сделанный собственными силами. Недавно его премьеру представил независимый театральный проект «ТриТформаТ», который возглавляет актриса и телеведущая Вера Полякова. Режиссером спектакля стала ученица кинорежиссера Сергея Соловьева Татьяна Самбук, автор художественной идеи — Елена Микулинская (обе из Москвы).
Это уже вторая работа Татьяны Самбук в проекте «ТриТформаТ» — до этого она выпустила здесь оригинальную версию «Трех сестер» по одноименной пьесе А. П. Чехова, приблизив своим волевым режиссерским решением драму сестер Прозоровых к современности. Как и «Три сестры», «Княжна Мери» идет с живой музыкой — в сопровождении музыкантов Президентского оркестра Беларуси под управлением главного дирижера Виталия Кульбакова. В неожиданных и ярких аранжировках в спектакле звучит музыка таких известных исполнителей, как «Би-2», The Hatters, Dalida, Serge Gainsbourg и других. Чтобы ни происходило на сцене — фарс, трагедия, гротеск, лирическое признание или клоунада, — музыканты всему готовы предложить яркое музыкальное сопровождение, создавая дополнительный эмоциональный фон. А еще артисты то и дело обращаются к дирижеру: мол, Виталий, действуй, не тушуйся!..
Спектакль получился озорным и динамичным, он сделан в русле актуального современного театра. Кроме живой музыки, на сцене есть микрофоны, видеопроекция, действие происходит одновременно в разных частях сцены. Актеры минского Театра киноактера, составляющие основной ансамбль спектакля, играют раскованно и свободно, совсем не страшась огромного пространства Дворца Республики. Романтическая провинциалка, роль которой исполняет Алеся Пуховая, полна чистоты и лиризма. Впрочем, то и дело эти качества выглядят утрированными и гротескными. Мужа Веры играет Виктор Рыбчинский — на сцене мы видим существо безвольное, плывущее по волнам обстоятельств. Персонаж Юрия Баранова (доктор Вернер) вполне отдает себе отчет в отсутствии перспектив, но даже в этом находит повод для того, чтобы покуражиться. Сама Вера Полякова (княгиня Лиговская) создает образ заботливой мамаши, тем не менее еще желающей ловить на себе и одобрительные мужские взгляды. Свежи, энергичны и непосредственны в спектакле молодые актрисы Яна Ходанович-Лапаницына (Вера) и Маргарита Киселите (княжна Мери). У каждой из героинь своя система координат и своя причина для мрачных мыслей.
Актер Дмитрий Егоров (Печорин), как и подобает, на всех смотрит свысока. Дмитрий Климович в роли Грушницкого показывает личность, явно страдающую от всевозможных психологических комплексов. Эмоциональный пик спектакля — конечно же, сцена дуэли Печорина и Грушницкого, оригинально решенная режиссером. В «Княжне Мери» много любопытных находок, которые складываются в общую картину не распада, разложения и мизантропии, а скорее в феерию индивидуальностей.
Фото Виктора ЗАЙКОВСКОГО.