Психоделическая поэма

283 Views

Премьера "Бетон" Республиканского театра белорусской драматургии - хит минской афиши.

Премьерный спектакль Республиканского театра белорусской драматургии «Бетон» — щедрый подарок поклонникам творчества молодого интеллектуального режиссера Евгения Корняга. Каждый раз выкинет он что–нибудь этакое! Заставит ломать голову над системой образов, над своим режиссерским месседжем, над изощренной визуальной партитурой своих нестандартных спектаклей. Созданные на стыке современной хореографии и неофрейдизма, одних зрителей они завораживают, других заставляют недоуменно пожимать плечами. Но равнодушных к этому витиеватому.

Фото - RTBD.BY

режиссерскому видению, наверное, нет. Все тут преломляется, искажается и трансформируется на глазах у публики, чтобы вызвать шок, ступор или смешок. Много черного юмора и немного мизантропии, добавляющих терпких красок в режиссерскую палитру. Это не сытый сервильный буржуазный театр, где почти всегда можно предположить, что произойдет в следующую минуту, это — поиск и риск, испытание и стресс. Жанр «Бетона» обозначен как «визуальная поэзия», и такое определение зрителя не обманывает: спектакль изъясняется исключительно визуальными образами, языком современной пластики и хореографии. В нем нет слов, привычных монологов, но при этом все понятно. Жанр визуальной поэзии, конечно, развязывает руки, пробуждает фантазию. Однако и в поэзии все–таки есть свои правила, свои стихотворные размеры... Видно, что спектакль несколько раз их меняет: то затараторит анапестом, то собьется на хорей, то вдруг оборвет строку посередине или заговорит белым стихом, или прикинется стихотворением в прозе. Постановка разбита на главы, и каждая новая глава начинается со своего внутреннего ритма. «Бетон» — урбанистическая сюита. Временами сдержанная, временами избыточная. Но лучше такая режиссерская поэзия, чем никакой.

Взяв за основу или, вернее, в качестве источника вдохновения миф об Орфее и Эвридике, режиссер Евгений Корняг создает современную притчу о поиске любви, спонсором которой тут выступает известный производитель нижнего белья, чулочно–носочной продукции и одежды из трикотажа. (Благодарность спонсору обозначена без лишних сантиментов на программке.) Время такое: у любой притчи должен быть свой спонсор, тогда рассказ выйдет уверенным. Кажется, что любой эпизод «Бетона» можно было бы выхватить из общего потока и сделать из него первоклассный рекламный ролик продукции фирмы. Во всех смыслах молодые артисты РТБД во главе с заслуженной артисткой Людмилой Сидоркевич тут предельно обнажены. Они гнутся во все стороны, бегают и эффектно появляются там, где их не ждали зрители. Корняг чувствует и не гнушается элементов театра абсурда. С каждым новым витком действия «Бетон» становится все сложнее и все безнадежнее.

Сценическое пространство, созданное известным художником, лауреатом Национальной театральной премии и премии «Золотая маска» Татьяной Нерсисян, — одно из самых оригинальных за последнее время на белорусской сцене, оно умело подчиняет себе сцену РТБД, выглядит живым и тревожным трансформером, готовым поглотить героев в следующую секунду. В этой бетонной стене, придуманной Нерсисян, все время открываются ячейки и прорехи, герои мечутся между ними, словно никак не могут отыскать свое место. Сценография становится тут еще одним действующим лицом. Композитор Никита Золотарь, как и в предыдущих совместных работах с режиссером, написал нервную, пульсирующую, временами беспросветно психоделическую музыкальную дорожку.

Увы, бетонная стена холода и бездушия так и не будет сломана, в финале в соответствии с заявленным мифом все вообще провалится в тартарары. Режиссер эффектно процитирует известную картину немецкого художника Ганса Гольбейна-младшего «Мертвый Христос в гробу» (или показалось?), и ощущение тотального холода, утраты, одиночества только усилится. Даже непонятно, кто же выживает в этих бетонных джунглях... Сильнейший или счастливейший? По каким законам? Можно ли избежать дружелюбной пятерни фатума, которая вдруг ложится тебе на плечо? И все же по Корнягу, чтобы не чувствовать себя окончательно замурованным в бетонную стену, трепыхаться и пытаться вырваться из ее объятий все–таки стоит.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Источник: СБ БЕЛАРУСЬ СЕГОДНЯ

https://www.sb.by/articles/psikhodelicheskaya-poema.html

Theaters