Режиссер Александр Ефремов отметил 70-летний юбилей

913 праглядаў

Наш человек в искусстве

Как бы кто ни относился к юбилеям, в любом случае это всегда хороший повод не только поздравить именинника, но и более ярко обозначить очередную веху его жизненного пути. А уж когда речь идет о людях известных, их круглая дата превращается во всеобщее достояние, хотят они этого или нет. Вот и мы спешим «анонсировать» юбилей художественного руководителя Театра киноактера народного артиста Беларуси Александра Ефремова, умудрившегося родиться 1 мая, в красный день календаря. К юбилею мастера телеканал «Беларусь 3» покажет его мелодраму «Поводырь» и посвященный ему выпуск программы «Камертон».

В профиль и анфас

Личность Ефремова столь многомерна и разнообразна, что трудно сосредоточиться на чем-то одном в его богатой биографии. Окончив ВГИК с красным дипломом, начал работать на киностудии «Беларусьфильм». Он никогда не чувствовал себя в тени классиков, шел своим путем. Однако за место под кинематографическим солнцем приходилось по мере сил бороться одним единственным способом — демонстрируя талант, трудоспособность и упорство.

С первых же картин обозначилась «путеводная» тема Ефремова: в центре внимания режиссера — простой человек, живущий вдали от лозунгов и шумных собраний. Роль Александра Калягина в новелле «Большая любовь Н. П. Чередниченко» из альманаха «В профиль и анфас» по мотивам рассказов Василия Шукшина — незаслуженно забытая жемчужина в богатой фильмографии актера. Ироничная вариация на вечно живую тему курортного романа. Сорокалетний неженатый плановик мебельной фабрики Николай Чередниченко приезжает на отдых в крымский санаторий. Во время циркового представления влюбляется в обворожительную гимнастку Еву и почти сразу делает ей предложение. Она, пусть и не сразу, все-таки отвечает отказом, оставив записку: «Николай Петрович, в сорок лет пора быть умнее». Еву сыграла актриса Евгения Глушенко, ставшая супругой Калягина в 1978 году, и их дуэт в этой картине так же искрит, как и в «Неоконченной пьесе для механического пианино» Никиты Михалкова.

А сколько точных деталей, какой потрясающий дух времени Минска начала 1980-х запечатлен Александром Ефремовым в пронзительной мелодраме «Давай поженимся» о любви взрослых и состоявшихся людей. В некотором смысле это наша «Красная пустыня». Здесь та же некоммуникабельность в кадре, та же игра подтекста, невозможность выйти из кокона, прорваться к другому человеку. Как найти взаимопонимание Елене, героине Маргариты Тереховой, если даже родная тетя в исполнении Александры Климовой не всегда ее понимает? Как похожа Терехова здесь на Монику Витти, как легко, свободно и раскованно она играет в паре с Юрием Назаровым. Пожалуй, это один из самых оригинальных любовных дуэтов в истории советского кино, где все намечено тонкими акварельными красками. А как точно и емко рядом с Назаровым и Тереховой играют Татьяна Мархель, Валерий Филатов, Андрей Душечкин… Какая пронзительная музыка Андрея Эшпая.

Фильм Ефремова «Экзамен на директора» достоин войти в десятку лучших советских картин о школе наряду с «Доживем до понедельника» Станислава Ростоцкого, «Расписанием на послезавтра» Игоря Добролюбова и «Дневником директора школы» Бориса Фрумина. А какой здесь актерский цветник: Михаил Глузский, Валентина Титова, Стефания Станюта, Геннадий Овсянников…

Пронзительно играют тему мужской дружбы Андрей Соколов и Сергей Шкаликов в фильме Александра Ефремова «Наш человек в Сан-Ремо». В прологе герой Соколова выписывается из госпиталя после ранения, полученного в Афганистане. Его, счастливого и живого, долгим взглядом провожают ребята, тоже успевшие понюхать пороха. От этого кадра — мурашки по коже.

Талант и поклонники

Как разнообразно эти 30 лет работает Александр Ефремов в Театре-студии киноактера, который возглавляет. Ставит и классику, и комедию, и детектив. С одной стороны озорные и классические «Волки и овцы» по пьесе Александра Островского мирно соседствуют в афише с настоящим психологическим триллером «Фальшивая нота» Дидье Карона о неувядающей бацилле фашизма, притаившегося сегодня в респектабельной Европе. Хотя формально действие спектакля разворачивается во время падения Берлинской стены, режиссеру удается выйти на метафору и вневременное звучание этой проблемы. Психологический триллер «Фальшивая нота» мне посчастливилось посмотреть дважды — на премьере и спустя почти два года. Не мог не порадоваться, какую мощь набрал спектакль, как интересно существует в нем актерский дуэт Владимира Мищанчука и Сергея Лапаницына.

И рядом с «Фальшивой нотой» в афише — пристальный и в чем-то безжалостный взгляд на современную семью в спектакле «Женщины без границ» по пьесе автора «ЧП районного масштаба» и «Ста дней до приказа» российского писателя и драматурга Юрия Полякова. А еще целый ряд жизнеутверждающих комедийных спектаклей, где за внешней легкостью и ощущением беззаботности проступает тревога режиссера за нарастание эпидемии себялюбия и эгоизма, нравственной глухоты и тотальной философии потребления.

Все человеческое романтическое нутро Ефремова восстает против буржуазной лжи и морали в постановках «Смешанные чувства», «В поисках истинного я», «Легкой жизни никто не обещал». Как по-новому раскрываются здесь корифеи труппы — Александр Кашперов, Александр Тимошкин, Валерия Арланова, Анатолий Голуб, Вера Полякова и другие. Его недавняя премьера — стильный английский детектив «Мышеловка» по классической пьесе королевы детектива Агаты Кристи. И снова за внешней привлекательной оболочкой жанра — серьезные размышления и свои режиссерские акценты на тему семьи и общества, общественной морали и мироустройства, доброты и жестокосердия.

О войне и мире

Ефремов снял ряд успешных сериалов, в том числе и на такую близкую ему военную тему: «Снайпер. Оружие возмездия», «Покушение», «Немец», «Танкист». В ленте «Лучший друг семьи» поднята тема Афганистана. Военная тема болит Александру Васильевичу и не может не болеть. Он окончил мастерскую Александра Столпера, снявшего картины «Живые и мертвые» и «Возмездие».

В «Любимом городе», который впоследствии был переименован в «Танкиста», Ефремов не скрывает, что выразил свое отношение к поколению отца, Василия Александровича ­Ефремова: «Мой папа, танкист в составе 1-го Белорусского фронта под командованием Константина Рокоссовского, освобождал Белоруссию. На груди — награды, а в плече — осколок. Врачи часто спрашивали: «Осколок не мешает вам жить?» — «Не мешает». Отец умер 10 лет назад, унеся с собой эту смертоносную частицу ­войны…»

Элем Климов допустил в свое время Александра Васильевича на съемочную площадку военной драмы «Иди и смотри» снимать документальный фильм о создании этой ленты.

Сегодня Александр Васильевич не только режиссер, но и моральный авторитет в нашем обществе, к мнению которого прислушиваются. Иначе не включили бы его в состав Конституционной комиссии, призванной разработать предложения по изменению Основного Закона страны и обеспечить их всенародное обсуждение.

В Ефремове при его статусе и положении абсолютно нет вальяжности, апломба и звездности. Он не пытается пустить пыль в глаза, самоутвердиться за чужой счет. Ежедневно живет профессией и творчеством. Счастлив в браке с актрисой Валерией Арлановой. И в свой юбилейный год призывает всех жить в мире и согласии. Тем более что 2021-й объявлен в Беларуси Годом народного единства.

КСТАТИ

Кроме юбилея, Александр Ефремов в 2021 году отмечает 45-летие работы на киностудии «Беларусьфильм» и 30 лет своего художественного руководства Театром-студией киноактера.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Тэатры