
Двадцать лет назад на конкурсе творческой молодежи в Гродно Сергея Ковальчика назвали лучшим молодым режиссером страны. Спустя 3 года в репертуаре Республиканского театра белорусской драматургии появилась его «Адвечная песня» — первая фолк‑рок‑опера на отечественной сцене, которая со временем стала визитной карточкой театра и одной из самых успешных постановок РТБД. После «Адвечкi», как называют спектакль театралы со стажем, директор НАДТ имени М.Горького Эдуард Герасимович пригласил Ковальчика на должность главного режиссера (а после и худрука) театра. «Будучи в РТБД, Ростислав Янковский, помню, встал со своего места в зале и извинился перед труппой: «Простите, но мы вынуждены забрать вашего режиссера». Это было в 2008‑м. И вот уже 11 лет я служу любимому театру», — подсчитывает Сергей Михайлович.
Накануне 50‑летия режиссер Ковальчик (а с недавних пор еще и педагог) вместе с корреспондентом «СБ. Беларусь сегодня» полистал семейный альбом. История самых знаковых фото — в рассказах сегодняшнего именинника.
1. Пионер Ковальчик, 1979 г.

Как и все мальчишки, в детстве я мечтал стать космонавтом. Грезил о звездах, любил научную фантастику, запоем смотрел фильмы Ричарда Викторова. О театре не думал. Хотя опыт был. Как‑то мы с мамой приехали к папе (режиссеру Михаилу Ковальчику. — Прим. ред.), который тогда работал в бобруйском театре. Он попросил меня выйти на сцену — заболел мальчик, который играл в спектакле. И я никогда не забуду того ужасного ощущения, когда смотришь в пустоту и понимаешь, что там сотни глаз — и все они обращены к тебе. В общем, я как‑то доиграл ту сцену, а после спектакля сказал папе, что театр не люблю и работать там не буду.
2. В актерской студии с Владимиром Маркевичем, 1985 г.
В студию попадали просто: приходили и прослушивались. Если ты соответствовал требованиям, обладал артистичностью, то брали. Компания у нас подобралась прекрасная: Вовка Маркевич, Володя Максимков, Света Боровская, Лика Ялинская (теперь она известна как Анжелика Агурбаш), Алла Клюка, Игорь Лагутин (сейчас он актер Московского театра сатиры), Наташа Масич, работающая в театре Вахтангова…
Здесь, в студии, сформировалась моя мечта о будущей профессии. Ребята репетировали какой‑то отрывок и попросили меня посмотреть со стороны. Я посмотрел, поправил, уточнил… Отрывок показали Виктору Николаевичу, ему очень понравился мой ход. И во мне произошел внутренний переворот: я вдруг захотел помогать другим и радоваться от того, что у них получается. С той поры мне стало неинтересно самому выходить на сцену и что‑то показывать. Я захотел стать режиссером.
3. Сцена из спектакля «Адвечная песня», 2002 г.

А потом случилась «Адвечная песня» в РТБД. Спектакль ставился в 2002 году, когда отмечалось 120‑летие со дня рождения Янки Купалы. Помню, поехал обдумывать постановку в «Ленинку» — так тогда называли Национальную библиотеку. Подошел к полке с наследием классика, взял первую попавшуюся книгу и открыл на выбранной наугад странице. Решил для себя: что открою, то и поставлю. Это была «Адвечная песня». Прочитал страницу, вторую… К концу поэмы уже увидел весь спектакль.
7 июня мы с композитором Тимуром Калиновским приступили к работе, а 5 июля была премьера. Весь спектакль обошелся нам в 21 доллар. Двадцать потратили на бревна, которые привез художник Владимир Тихонов. Еще доллар стоило платье Татьяны Мархель в секонд‑хенде. Остальное нашли на складе.
Сейчас труппа НАДТ им. М.Горького приступила к репетициям «Братьев Карамазовых» по роману Федора Достоевского. Художественный руководитель постановки — Сергей Ковальчик, а в роли режиссера впервые выступит народная артистка Беларуси Ольга Клебанович.
4. Спектакль «Бег», 2009 г.
После приглашения в театр имени Горького я первые два месяца знакомился с труппой. И все это время думал: а что поставить? Как‑то поехал в Витебск к бабушке. С собой в маршрутку взял булгаковский «Бег». И к концу произведения уже читал роли голосами артистов: Андрей Душечкин говорил за Голубкова, Иван Мацкевич — за Чарноту, Таня Бовкалова — за Люську… Вернувшись, пошел к директору. Так и дебютировал с «Бегом». Причем сделал спектакль полностью по Булгакову, без купюр и сокращений. Эта постановка, в которой была задействована практически вся труппа, консолидировала театр. И стала нашей первой крупной победой.
5. Во время репетиции с Ростиславом Янковским, 2010 г.
Увы, из‑за объемных декораций «Бег» не получил той фестивальной истории, которая выпала на долю «Пане Коханку». В 2009 году мы решили обратиться к теме национальной истории. Но была тут и другая сторона ответственности — в главной роли я видел только Ростислава Янковского.
Ростислав Иванович в те дни лежал в больнице, он только‑только вернулся из Москвы после похорон младшего брата Олега. Я пришел навестить его, принес пьесу: «Почитайте, если будет возможность». Потом мне рассказывали, что он взял в руки текст, почитал, тихонько переоделся и побежал через дорогу в Национальный художественный музей смотреть портреты Радзивиллов. То есть уже начал работать над ролью! А мне во время следующего визита сдержанно сказал: «Ну, неплохая пьеса. Можно попробовать».
6. С бабушкой Раисой Михайловной, мамой Эмилией Михайловной и женой Викторией, 2018 г.
В моей голове никогда не рождаются мысли об унынии, фатализме. Потому что все мои родные рядом со мной. Бабушке недавно исполнилось 94 года. Глядя на нее, я научился ценить то, что имею. Семью, которую обожаю. Театр, который очень люблю. Мирное небо над головой. Свой город и страну. Как‑то, когда сын был маленьким, мы приехали к бабушке на 9 Мая. Она надела пиджак с орденами. А Юрка тихонько спросил: «Папа, а моя прабабушка — герой?» «Да, — говорю, — ветеран войны». И сын начал расти с осознанием того, что бабушка пережила многое и видела многое.
В Вику я влюбился с первого взгляда. Мы вместе учились в институте, но познакомились только в 2000‑м, когда я ставил спектакль в Новом театре. Увидел ее и понял: это моя жена. Так и сделал предложение.
Старший сын Митя живет в Канаде, он программист. Дочь Саша недавно окончила академию искусств на курсе Бориса Герлована, она художник‑сценограф. А младшему Юре сейчас 14. С недавних пор он фанатично увлекся футболом, чуть ли не спит с мячом! Но издалека его интересует также и режиссура. Он мне, кстати, посоветовал решение спектакля «Любовь и голуби». Я не знал, как придумать голубей. Брать живых птиц? За ними нужен уход. Изготовить кукол? Это же драмтеатр, а не кукольный. «Пап, а что ты мучаешься? Возьми бумагу!» — подсказал Юра. Точно, оригами! Потом эти бумажные птицы стали ходом во всем спектакле.
Уже в следующем году Сергей Ковальчик представит публике оригинальную новинку — мюзикл «Граф Монте‑Кристо». Над музыкальным оформлением спектакля работает композитор Тимур Калиновский.
Юлиана Леонович
Фото из личного архива.
Источник: СБ Беларусь Сегодня