Спектакль Donna sola Ольги Нефедовой поднимает жанр моноспектакля на новую эмоциональную высоту

355 праглядаў

Отчаянная домохозяйка

Поезжайте в Бобруйск и спросите: до какого нервного потрясения может довести зрителей, а заодно и администрацию театра известный белорусский режиссер Венедикт Расстриженков? Потрясение это может быть столь сильным, что не все выдерживают такого накала. Заглянув в наши театральные святцы, свидетельствуем: Венедикт Яковлевич родился в Минске в 1957 году и уже в 1986‑м окончил Белорусский театрально‑художественный институт, отделение «Режиссура драмы». Сегодня Расстриженков уже, безусловно, идет с ярмарки, но за эти годы он довольно плодотворно посотрудничал с Минским областным драматическим театром в Молодечно, театрами им. М. Горького и Я. Купалы, ТЮЗом, Новым драматическим. Недолгое время проработал главным в Могилевском областном театре драмы и комедии им. В. И. Дунина‑Марцинкевича в Бобруйске. Его летящий, стремительный почерк, его вкус к декадентству, неубиваемому кабареточному веселью — гарант всегда острого, экстравагантного, небанального зрелища. Да здравствует экстравагантность, господа! Расстриженков — духовный наследник Мейерхольда, Таирова, Виктюка, мастеров, находивших точный баланс между чувственным оттенком роли и выразительной знаковой системой собственного режиссерского самовыражения.
 
Следующий показ премьеры Donna sola («Женщина одна») пройдет 12 января.

Недавно Венедикт Расстриженков вновь заставил говорить о себе. На Камерной сцене Национального академического театра им. Я. Купалы он выпустил премьеру спектакля Donna sola («Женщина одна») по пьесе нобелевского лауреата Дарио Фо и его супруги и соавтора Франки Раме. Покойный Борис Иванович Луценко когда‑то открыл нам мир Фо и Раме, с их откровенной литературной манерой, небоязнью шокировать ханжей и порадовать эксцентриков. Donna sola — моноспектакль нынешнего художественного руководителя театра, актрисы Ольги Нефедовой. Можно сказать, что Нефедова пошла ва‑банк. Она не стала дожидаться милости от режиссеров и природы, а решила, что ее задача — взять ее. Для нее театр — не храм, а мастерская. Ее деловой, художественный и человеческий напор, решительность и актерская смелость мне крайне симпатичны. Взвалив на свои плечи махину главного театра страны, Ольга Валентиновна не забронзовела, не превратилась в чиновника от культуры, она по‑прежнему находит в себе силы играть, шутить и проказничать на сцене. Можно по‑разному оценивать получившийся продукт, но для поклонников таланта Нефедовой Donna sola («Женщина одна»), безусловно, праздник. Да и мне, положа руку на сердце, симпатична актуальность феминистической повестки спектакля, бесстрашие главной исполнительницы.

Весь спектакль — монолог итальянки Марии, женщины средних лет, вспоминающей свои прежние романы, отношения с мужем и любовниками. Мария обращается к своей соседке, подводит некоторые жизненные итоги. Если во время этого монолога у кого‑то покраснеют уши, заметим, что спектакль маркирован возрастным цензом «18+». Жанр спектакля обозначен как «трагифарс», а он не предполагает полутонов. Остается расслабиться и получить удовольствие. Партнерами Нефедовой в спектакле выступают заслуженный артист Беларуси Владимир Роговцов в роли Автора и парочка мимов. Все возможно имеющиеся огрехи спектакля окупаются красотой замысла и темы. Автор пьесы и его супруга поднимают вопрос пробуждения женского самосознания и личного достоинства, обретения независимости от косного мужского шовинизма, общественных стереотипов и т.д. Тема не новая. Бунт домохозяйки — сюжет для современной культуры широко известный, но при этом всегда востребованный. В свою героиню Ольга Нефедова вложила много личных переживаний и страстей. Она нашла в себе силы выйти к любимому зрителю не с претенциозным полотнищем, а с понятной и человечной историей, в которой много юмора и живет надежда. В данном конкретном случае сильная женщина не плачет у окна, а предлагает повеселиться.

Добрый зритель в девятом ряду.

"СБ.Беларусь сегодня"
Фото -- Алексей МАТЮШ
Тэатры