В Новом драматическом театре поставили дебютную пьесу драматурга Александра Володина.
“Городок наш ничего, населенье таково: незамужние ткачихи составляют большинство...” Эту песню Яна Френкеля и поэта Михаила Танича помнят многие, а недавно она зазвучала и с театральной сцены в эталонном исполнении Майи Кристалинской. Песенное советское наследие сегодня активно используют постановщики. Например, финал спектакля “Лес” в Московском художественном театре проходит под “Беловежскую пущу”. Константин Богомолов любит использовать в своих спектаклях песни советского времени. Но звучат они часто контрапунктом к происходящему, в беспощадном пародийном ключе. “Текстильный городок” Френкеля и Танича в Новом драматическом театре звучит без подтекстов. Ведь здесь поставили дебютную пьесу знаменитого драматурга, уроженца Минска Александра Володина “Фабричная девчонка”, главные героини которой — ткачихи
Лаконичная пьеса, написанная в 1956 году, больше похожа на киносценарий — многое в ней режиссерам приходится выуживать между строк. В постановке главного режиссера Нового драматического театра Сергея Куликовского она стала изысканной ретромелодрамой, стилизацией под эпоху 50-х годов прошлого века:
— Это снова разговор о границах личностной свободы, как и в постановках по пьесам “Гроза” Островского и “Три сестры” Чехова. Я искренне симпатизирую героине этой истории Жене Шульженко, которая пытается выстроить свое личное счастье не по чужим лекалам и рецептам, а по собственному представлению. Почему-то это вызывает серьезное противодействие у окружающих. Здесь довольно острый конфликт личности и общества.
Режиссер Куликовский к самой пьесе присовокупил литературные отрывки из других произведений Володина: “Старшая сестра”, “Идеалистка”, “Назначение”, “Пять вечеров”. Слова, полные драматизма, сдержанной боли или, наоборот, радости и надежды, героини произносят словно перед кинокамерой в зрительный зал. (В первой сцене пьесы и спектакля происходит киносъемка в комнате общежития.) Такой ход придал объем всей истории, вывел ее на серьезный разговор о времени и эпохе. Как сильно мы изменились с того времени и изменились ли? Одна из героинь пишет в газету обличительную статью “Нам стыдно за подругу”. Публикация вызывает множество откликов простых читателей из разных уголков Советского Союза, в том числе из Полоцка и Ленинграда. Но разве сегодняшние постоянные споры и нападки друг на друга на форумах и в социальных сетях не тот же эволюционировавший жанр “Нам стыдно за подругу”? Мы все время призываем кого-то жить по нашим правилам и лекалам, смотреть на вещи с нашей оптикой и мировоззрением. У Жени Шульженко (Екатерина Ермолович) хватает выдержки и характера противостоять коллективу, навязывающему ей свои правила. И даже финал, в котором она появляется со шрамом на лице, вселяет надежду — через тернии и конфликты Женя должна обрести свое женское счастье. Потому что всегда жила на стороне правды, не пыталась получить лучший кусок за чужой счет.
В спектакле дотошно воссоздана атмосфера 1950-х. Мы видим собрание сочинений Ленина в красном уголке, комсомольские значки. Предметы советского быта: радиоприемник, будильник, подстаканники, тетради, журналы... Костюмы и обувь тоже выдержаны в стиле того времени. Все это легко и свободно переносит нас на невидимой театральной машине времени в прошлое... (Хотя было бы любопытно посмотреть, как изменились фабричный быт и нравы на предприятиях сегодня. Думаю, вполне имеет право на жизнь версия, где действие пьесы будет перенесено в наши дни.)
Интересные актерские работы Татьяны Поповой, Надежды Анципович, Александры Некрыш создают на сцене большую полифонию человеческих характеров. Как это часто бывает в произведениях Александра Володина, мужские образы у него выписаны с критической точки зрения, почти в сатирическом ключе. Сильного мужского плеча, о котором так мечтают героини во всех своих разговорах, здесь нет. Комсорг фабрики Бибичев (Артем Пинчук) отказывается от своего чувства к героине Леле (Надежда Анципович), узнав, что у нее есть дочка Аллочка...
Спектакль ценен тем, что в нем присутствует авторское отношение к литературному материалу и воспроизводимому на сцене времени. Но есть и другая причина. Пьесы Володина идут в наших театрах не так часто, потому внимание к этой “Фабричной девчонке” со стороны зрителя гарантировано самое пристальное. Режиссер Яков Натапов ставил в Гомельском городском молодежном театре пьесу “С любимыми не расставайтесь”, Олег Киреев в Театре-студии киноактера — “Две стрелы”. Пожалуй, и все. Для классика советской драматургии несказанно мало. Так что, думаю, Александр Моисеевич, наверное, был бы доволен этой тонкой подробной работой, заставляющей зрителя задуматься о своих взаимоотношениях со временем.
Валентин Пепеляев
Источник: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА