Театры кукол удивляют зрителей не только в праздники, но и в будни

508 праглядаў

Охота на лис

Люди театра любят приметы, легенды и поверья. Иной раз задумываешься: и как такие суеверные люди могут заниматься делом, успех которого часто зависит от случая, стечения обстоятельств? Например, артист N сломал ногу, и ты вышел на сцену вместо него, дождался своего звездного часа. И пока чужая кость срасталась, искал ответ на злополучный вопрос: «Быть или не быть?..» Сколько таких счастливых примеров мы можем прочитать в актерских биографиях. Или вот выдалась нелетная погода, и до пункта А из пункта Б не доехал прославленный коллектив из столицы со своим дерзким ревю. И было решено местными силами в трехсотый раз сыграть «Деревья умирают стоя». И вдохновленная отсутствием гостей из столицы труппа заблистала новыми гранями, как бриллиант. Слышал и такое поверье, что артисты и режиссеры кукольного театра в отличие от драматического относятся к успехам своих коллег более толерантно и приветливо. Поддерживают друг друга во всем и словом, и делом. Иначе не появлялись бы у нас талантливые кукольные спектакли. Иначе не ставили бы наши режиссеры кукольного театра за пределами страны, а к нам не приезжали бы заезжие режиссеры. Недавний пример — премьера сказки «Тутта Карлссон Первая и единственная» в Белорусском государственном театре кукол.


Спектакль, жанр которого обозначен как «история настоящей дружбы», поставлен по известной сказке шведского писателя Яна Улофа Экхольма. Режиссером-постановщиком и автором инсценировки стала Екатерина Ложкина-Белевич. Екатерина — наша землячка, однако кукольному ремеслу училась в Санкт-Петебурге, где окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, мастерскую главного режиссера Большого театра кукол Руслана Кудашова. Окончила как актриса театра кукол, но режиссерские амбиции дали о себе знать. Кстати, ее педагог тоже хорошо известен в Беларуси по работам в Брестском театре кукол. Недавно здесь вышел уже четвертый спектакль Руслана Кудашова «Сотников» по одноименной повести Василя Быкова. Эта постановка получила награду за лучшую режиссуру на Международном театральном фестивале «Белая вежа — 2019». Кроме того, его ироничное высказывание «Небо в чемодане, или Цуцики в ночи» белорусские зрители могли видеть в программе «Петербургского театрального сезона», который с большим успехом прошел в прошлом году в Минске. Ученица Кудашова Екатерина Ложкина-Белевич выпускала спектакли в камерном, но очень популярном театре Санкт-Петербурга Karlsson Haus. На его сцене главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Алексей Лелявский ставил спектакли «Одиссей», «Ваня», Wanted Hamlet. Некоторые из них доезжали до Минска и были показаны нашему зрителю. В 2016 году Лелявский получил премию «Золотая маска» за спектакль «Ваня». А теперь пригласил Екатерину поставить спектакль в Минске. Можно ли после этого сказать, что у кукольников отсутствуют взаимовыручка и поддержка? Вряд ли. Екатерина Ложкина-Белевич за одну из работ в этом же театре («Цыпленок») тоже была номинирована на премию «Золотая маска». Но пока не получила, значит, все еще впереди. Афишу прославленного Большого театра кукол Санкт-Петербурга она тоже украсила — спектаклем «Серебряное копытце».

А теперь ее спектакль есть и в минском кукольном театре. Получилось легко, озорно и современно. Без натуги и излишней сентиментальности, в соответствии с мировыми стандартами.

Честный лис Людвиг, четырнадцатый в роду Ларссонов, в исполнении артиста Дмитрия Чуйкова проходит свой путь взросления, на котором встречает милого цыпленка Тутту Карлссон в исполнении Любови Клок. Героев невозможно не сравнивать с теми же персонажами из популярного фильма Леонида Нечаева «Рыжий, честный, влюбленный» по сказке Экхольма. Но у каждого времени должны быть свои герои. Да там и размах был другой. Стоит вспомнить, например, что пса Максимилиана играл народный артист СССР Николай Трофимов. В роли сестер Людвига блистали юные сестры Кутеповы — Полина и Ксения. С блеском вжились в свои роли Альберт Филозов, Екатерина Васильева и Ирина Мирошниченко. Можно только погрустить о золотой поре детского кино, которое смотрели и стар, и суперстар, и млад.

В минском спектакле свой стройный актерский ансамбль: Любовь Клок, Дмитрий Чуйков, Илья Сотиков, лауреат Национальной театральной премии Дмитрий Рачковский, Яна Агеенко, заслуженный артист Беларуси Александр Казаков. Спектакль довольно лаконичен, он длится 60 минут. Но каждому исполнителю есть где себя проявить. Проявить иронию и хороший актерский вкус.

За создание атмосферы здесь отвечают оригинальная сценография Людмилы Скитович и, как всегда, предельно эмоциональная музыка Леонида Павленка. Режиссер использует различные приемы, чтобы добиться нашей вовлеченности. В каких-то сценах актеры играют живым планом легко и непринужденно, где-то работают с планшетными куклами и мягкими игрушками. Есть и театр теней. Все это чередуется в интересном калейдоскопе, показывая, сколь многое вобрал в себя язык современного кукольного театра. Все это не отвлекает от главной темы дружбы и воспитания чувств. Здесь нет «приемов ради приемов», все продиктовано внутренней мотивацией персонажей. И старый пес Максимилиан, и папа-лис, и брат Людвига Лабан — почти все герои этой сказки переживут свое внутреннее изменение, поймут что-то важное о своем месте в жизни. Сказки всегда в некотором смысле дают нам концентрат понятной морали, упакованной в приятную повествовательную форму. Режиссер Екатерина Ложкина-Белевич не выпячивает эту мораль, поступает с ней аккуратно — она проступает, как и подобает в сказочном жанре, лишь ближе к финалу. В глобальном смысле в этой популярной шведской сказке можно увидеть и отблеск популярных криминальных саг наподобие «Крестного отца» Марио Пьюзо. Почему нет? Ведь в конечном итоге все сводится к вопросу: можно ли ставить интересы семьи выше интересов общества?

Интересно проследить за дальнейшими режиссерскими поисками Екатерины Ложкиной-Белевич. Тем более что у нас такая возможность есть, ведь ее сотрудничество с Белорусским государственным театром кукол в скором времени продолжится. Уже 21 декабря мы увидим премьеру «Дюймовочка». На этот раз вместе с режиссером над спектаклем работает главный режиссер Большого театра кукол Санкт-Петербурга Марина Завьялова. Но музыкальным орнаментом, как и в случае с «Туттой…», снова займется Леонид Павленок.

Оптимизм, врожденное чувство красоты, вера в лучшее начало в человеке характеризуют складывающийся режиссерский почерк Екатерины. В эпоху постдраматического театра, когда на сцене мы видим огромное множество вариантов различных психоделических истерик и патологий, начинаешь ценить такие простые вещи. Их невозможно изобразить, их надо только чувствовать, они прорастают изнутри человека и режиссера.


СПРАВКА «НГ»


Екатерина Ложкина-Белевич

Окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности «Артист театра кукол» в 2011 году (Мастерская Р. Кудашова). Участвует в постановках проекта музея Анны Ахматовой «Музей + Театр» и «Этюд-театра». В 2014 году дебютировала в качестве режиссера в театре Karlsson Haus, поставив спектакли для детей «Долгожданный Новый год. История Ежика, Ослика и Медвежонка» (2014), «Когда станет Тепло» (2016) и «Цыпленок» (2017). Последний был номинирован на престижную театральную премию «Золотая маска» в номинациях «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа художника» и «Лучший спектакль в театре кукол». Поставила спектакль «Серебряное копытце» в БТК. Лауреат Молодежной премии Санкт-Петербурга в области художественного творчества (2014 г., «Книга Иова», реж. Р. Кудашов).

Валентин Пепеляев

Источник: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА

Фото Станислава Вигдорчика.

https://www.sb.by/articles/okhota-na-lis-teatr.html

Тэатры