То, что Чехов прописал

1526 праглядаў

Актриса Купаловского театра Евгения Кульбачная мечтает о классике

Комедия «Любовь как милитаризм» стала одним из самых ярких театральных событий уходящего года. Спектакль по пьесе Петра Гладилина в постановке Дмитрия Тишко идет на Камерной сцене Купаловского. Острую запоминающуюся роль экстравагантной Лидии Андреевны в нем исполнила актриса Евгения Кульбачная. Она работала с лучшими режиссерами, нашла себя в театре не только как исполнительница ведущих ролей, но и как талантливый режиссер по пластике. В свое время Евгения вместе с однокурсниками мечтала о своем театре, но — не случилось.

Актриса Купаловского театра Евгения Кульбачная мечтает о классике

— Это были 90–е. Мы — неоперившиеся птенцы, наш мастер — Андрей Андросик — человек старой формации, интеллигент, не имевший никакой коммерческой жилки. Он не представлял, как это реализовать, с чего начать. Но сделал из нас хороших, крепких артистов, которые, выйдя из института, умели все. У нас был свой неповторимый дух студийности. Параллельно в Москве выпускал курс Петр Фоменко, и мы, может быть, мечтали в чем–то на них походить. Андрей Андросик, Николай Кириченко, другие педагоги готовили нас как синтетических актеров.

— Евгения, а вы комфортно входили в гротескный мир современной пьесы «Любовь как милитаризм»?

— Когда я только пришла в Купаловский, сразу попала на две главные роли в спектаклях по современным авторам. Это была «Тополиная вьюга» Михаила Задорнова и «Курица» Николая Коляды. Потом к нам приехали французы. Режиссер Стефани Лоик ставила пьесу немца Эдена фон Хорварда «Дон Жуан возвращается с войны».

Ее спектакль был симбиозом авангарда, пластики и нашей психологической школы. Великая Стефания Станюта в роли Бабушки. Дон Жуана играли 8 актеров. У каждой актрисы было 8 ролей. Для 1993 года это было безумно интересно. Но! Театральный Минск не принял этот спектакль. У меня сохранились некоторые рецензии. А когда мы поехали на 2,5 месяца на гастроли во Францию — ситуация полностью перевернулась: нас приняли на ура.

Любовь как милитаризм

Любовь как милитаризм

Еще можно вспомнить «Смак яблыка» Анатолия Делендика, проект «Театр–онлайн» во время одного из фестивалей, спектакль «Тата» Екатерины Аверковой по пьесе Дмитрия Богославского, теперь — «Любовь как милитаризм»... Благодарна судьбе за то, что удалось поучаствовать в спектакле «Свадьба» Владимира Панкова по Чехову и сыграть Змеюкину. Благодаря этому спектаклю мы объездили пол–Европы. На сегодняшний день у меня снова есть Чехов и его «Чайка», где я играю Аркадину. Это роль–мечта. Спасибо Николаю Пинигину, что поверил и подарил мне ее. Если можно так сказать, это моя роль–друг.

А вообще, меня приводит в восторг литовская режиссура. Я бы хотела поработать с худруком Вахтанговского театра Римасом Туминасом. Сейчас часто бываю в Москве, смотрю какие–то спектакли. Так вот на спектаклях Туминаса мне хочется выпрыгнуть на сцену. А как интересно работает Коршуновас!

— Вы в Москву для себя ездите или по работе?

— Да, иногда снимаюсь, езжу на озвучивание, чтобы заработать на хлеб насущный. А кроме того, на сегодняшний момент мой супруг, актер Павел Яскевич, поехал получать второе образование в Москву: поступил во ВГИК на режиссуру жанрового кино.

— Любопытно, как сложилась судьба курса, который не стал театром? В одном интервью вы говорили, что оказались единственной, кого взяли в труппу Купаловского?

— Да, это была большая удача. В Купаловский годами никого не брали: тут играли Стефания Станюта, Галина Макарова, Валентин Белохвостик, Валерий Филатов, мой педагог Лилия Давидович... Звезды, на которых ты смотрел снизу вверх. Но Валерий Раевский, к счастью, принял решение в мою пользу, посмотрев мои дипломные работы. Моя однокурсница Ольга Кулешова, дочь выдающегося артиста Владимира Кулешова, уехала в Витебск, стала ведущей актрисой театра имени Я.Коласа. Сергей Ковальчик теперь художественный руководитель театра имени М.Горького. Геннадий Фомин тоже активно работает режиссером. Сейчас, кстати, Фомин с Ковальчиком выпустили у нас на большой сцене детскую сказку «Крышталёвы туфлiк».

Евгений Журавкин играет в севастопольском драмтеатре, Артур Шуляк стал известным шоуменом. Однокурсница Светлана Никифорова преподает в академии искусств сценическую речь. Анатолий Голуб долгое время работал только в «Комедии» и снимался в кино, но когда театр имени Горького возглавил Сергей Ковальчик, пришел к нему в труппу. Аллу Поплавскую взяли в ТЮЗ.

Чайка

Чайка

— Вас тоже часто можно увидеть в программках в качестве режиссера по пластике. Что–то особенное понимаете в сценическом движении?

— Я с пяти лет занималась художественной гимнастикой, и хореография у нас тоже была пять раз в неделю. Ведь художественная гимнастика — это тот же балет, только с предметами. Наверное, оттуда моя любовь к движению. В театральном институте танец нам преподавал великий Виктор Саркисьян, уехавший потом на работу за границу. После него преподавать станок на своем курсе стала я. Мы ставили мюзикл «Веселые нищие».

В театре мой интерес к пластическому рисунку любой роли заметил режиссер Владимир Савицкий. Мы сделали «Смерть Тарелкина». Потом появился «Муж для поэтессы» по пьесе Елены Поповой, «Баллада о любви» по «Альпийской балладе» Василя Быкова с Аней Хитрик и Романом Подоляко, «Дикая охота короля Стаха».

Пластический рисунок «Эрика XIV» Валерия Раевского — тоже моя работа. И конечно, «Хам» и «Не мой» Александра Гарцуева. Наше совместное творчество привело в свое время к Национальной театральной премии за спектакль «Не мой».

Валентин Пепеляев

Источник: sb.by

Советская Белоруссия № 231 (25113). Четверг, 1 декабря 2016

Тэатры