Триллер «Мышеловка» и мелодрама «Трамвай «Желание» пополнили репертуар минских театров

356 праглядаў

Фото Алексея СТОЛЯРОВА

Шепоты и фрики

«Мышеловка» в Театре киноактера: подозрение и «пять пудов любви»

В минском Театре киноактера прошли премьерные показы триллера «Мышеловка» по знаменитой пьесе классика английского детектива Агаты Кристи в постановке художественного руководителя театра народного артиста Беларуси Александра Ефремова

Салонный детектив писательницы в исполнении талантливой труппы стал стильным и задорным действием, способным скрасить зимний вечер, развлечь и заставить задуматься о том, всегда ли мы чутки и внимательны к своим близким. Получилось динамичное, целостное, волнующее и актуальное высказывание о природе страха, отношениях человека и коллектива, людской подозрительности.

Фото Алексея СТОЛЯРОВА

Пьеса «Мышеловка» впервые появилась в 1947 году как короткий радиоспектакль под названием «Три слепых мышонка». С тех пор она выдержала немыслимое количество представлений по всему миру и до сих пор считается хитом драматической сцены. В 1990-м по пьесе Агаты Кристи режиссер Самсон Самсонов снял советский фильм. Эта картина, может, и не стала таким же безоговорочным зрительским фаворитом, как другие экранизации Кристи — «Десять негритят» Станислава Говорухина или «Убийство в «Восточном экспрессе» Сидни Люмета, тем не менее определенную атмосферу лента передавала. Запомнилась она и яркими актерскими работами бывшей жены Евгения Петросяна Елены Степаненко в роли миссис Бойл, бывшей судьи, и сына Владимира Высоцкого Никиты в образе сержанта Троттера. Несколько лет назад в Минске гастролировал и мюзикл «Мышеловка», написанный известным композитором Александром Журбиным. Спектакль на сцене нашего Молодежного театра показывал Орловский государственный театр для детей и молодежи «Открытое пространство».— Для меня во всей этой истории главенствующей темой является тема страха, — говорил накануне премьеры режиссер спектакля, художественный руководитель Театра киноактера, народный артист Беларуси Александр Ефремов. — Это рифмуется и с пандемией, и с какими-то общими, бытовыми вещами нашей жизни. В «Мышеловке» случайные и, что особенно обидно, близкие люди вдруг начинают подозревать друг друга под влиянием чужого мнения и обстоятельств. Начинают сомневаться друг в друге. Это всегда интересно играть. «Может быть, никому нельзя верить? Может быть, все — чужие?!» — такой вопрос задает главная героиня Молли Рэлстон. «Мышеловка» — мощный материал.

— Такая драматургия — подарок для артиста, — соглашается исполнитель роли мистера Паравичини в премьерном спектакле «Мышеловка» Игорь Подливальчев. — Мы все работали с удовольствием.

Наблюдать за психологическими кружевами, которые плетет Агата Кристи, действительно интересно. Пьесу вполне можно назвать самоигральной — так хорошо она написана, но, конечно, сама играться она не будет, и плохие актеры даже такой материал могли бы завалить. А труппа Театра киноактера старается соответствовать и духу, и букве Кристи.

Кто-то из артистов, как, например, Юрий Баранов в роли Кристофера Рена и Дмитрий Пустильник, еще один исполнитель роли мистера Паравичини, не чураются откровенных фарсовых нот в своем рисунке и предстают перед нами в некоторым смысле симпатичными фриками. Из чопорного настроения «англичанства» такие моменты, конечно, явно выбиваются, но добавляют премьере комедийного настроения: так, мистер Паравичини в исполнении Пустильника, войдя в пансион с мороза, не стесняется демонстративно греть пятую точку у камина. Зрителю этот обезоруживающий момент явно нравится, но возможна ли была такая сцена в настоящем английском доме в 50-х годах прошлого века — большой вопрос.

«Мышеловку» можно посмотреть несколько раз, так как на некоторые роли назначены сразу три исполнителя. Полюбоваться изящной фигурой и тактичным поведением хозяйки семейного пансиона Молли Рэлстон (Дарья Карпеченкова). Восхититься статью и искренней влюбленностью в свою супругу ее мужа Джайлса Рэлстона (Василий Козлов). Упомянутый эксцентричный господин Рен (Юрий Баранов) становится очевидным любимчиком зрителей. Собранный и деловитый майор Меткаф (Анатолий Терпицкий) явно что-то скрывает. Мистер Паравичини (Дмитрий Пустильник) не маскирует свою самовлюбленность и эгоцентричность. Мисс Кейсуэлл (Яна Ходанович-Лапаницына) так безапелляционно чеканит свои фразы, что нельзя не восхититься силой ее характера. Миссис Бойл (Ирина Нарбекова) источает снобизм и высокомерие. Может быть, все ответы найдет элегантный сержант полиции Джорджи Троттер (Дмитрий Егоров)? Но почему же к финалу он все больше напоминает маленького испуганного ребенка или слепого мышонка из английской детской песенки, упоминаемой в этой истории?..

В стиле сработала и вся команда спектакля — художник Игорь Хруцкий, художник по костюмам Нина Гурло, композитор Леонид Ширин. Авторы спектакля не попали в мышеловку самолюбия.

Трамвайчик тронется

Режиссер Валентина Еренькова обратилась к драматургии Теннесси Уильямса.

На Малой сцене Национального академического драматического театра имени М. Горького состоялись премьерные показы мелодрамы «Трамвай «Желание» по пьесе классика американской драматургии Теннесси Уильямса в постановке режиссера Валентины Ереньковой

ФОТО МАРИИ КРУПИЦЫ

В  руках Валентины Григорьевны мелодраматический сюжет, который был поставлен на театральной сцене по всему миру огромное количество раз, а также неоднократно экранизирован, превратился в захватывающий психологический триллер — изящный и пронзительный, с впечатляющими актерскими работами Екатерины Шатровой, Сергея Чекереса, Инны Савенковой, Юлии Кадушкевич, Сергея Жбанкова и Алексея Качана. Небольшие, но яркие роли в мелодраме также исполнили Александр Душечкин, Валерий Шушкевич и Татьяна Кухто. Сценографию и костюмы для спектакля придумала главный художник театра Алла Сорокина, а композитором стал Алексей Ереньков.

Вслед за режиссером актеры, не боясь, идут вглубь материала, для них здесь нет запретных тем (нередко драматургия Уильямса звучала на наших сценах в некотором купированном виде), они не боятся, что их закружит темпераментный южный вихрь страстей Уильямса. Постепенно погружаются в этот мир и зрители.

Актера Сергея Чекереса явно не гнетет неизбежное сравнение с Марлоном Брандо или Арменом Джигарханяном, игравшими роль неугомонного, брутального, а по сути — весьма мелочного и сварливого Стэнли Ковальского. Чекерес смело создает свой рисунок, не оглядываясь на предшественников. Актриса Екатерина Шатрова подробна и пронзительна в роли Бланш Дюбуа. Быть может, впервые вы увидите и настолько яркую и запоминающуюся Стеллу, сестру Бланш: харизматичная Инна Савенкова не намерена теряться в тени партнеров.

— К драматургии Теннесси Уильямса отношусь с опаской, — говорит художественный руководитель театра имени М. Горького Сергей Ковальчик. — Но к желанию Валентины Григорьевны поработать с таким материалом отнесся с уважением и пониманием. Имя Уильямса в репертуаре любого театра — всегда серьезный художественный вызов для труппы.

По словам режиссера Валентины Ереньковой, она ставила спектакль о дефиците любви не только в наши дни, но и во все времена:

— Желание без Любви губительно для человеческой души. И если вы садитесь в трамвай под названием «Желание», одержимые лишь безудержной страстью к сомнительным путешествиям по собственной жизни, то этот трамвай в итоге обязательно привезет вас на кладбище. Сначала духовное, а затем и физическое

…В общем, то ли пандемия придала нынешним зимним премьерам дополнительный нерв и объем, то ли сами артисты рады тому, что театральный процесс продолжается, несмотря ни на что, и к зрителю можно выйти с любопытными новыми работами. В любом случае и «Мышеловка» Александра Ефремова, и «Трамвай «Желание» Валентины Ереньковой достойны того, чтобы эти спектакли смотрели, обсуждали и анализировали самым пристальным образом.

pepel@sb.by

Тэатры