Врата бессмертия
Ушла из жизни народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии БССР, старейшая актриса Национального академического театра имени Янки Купалы Галина Орлова. Ей было 92 года.
В последние годы Галина Александровна не выходила на сцену, но живо интересовалась жизнью театра, следила за всеми премьерами, принимала активное участие в кастингах молодых актеров в качестве опытного и проницательного эксперта. Само присутствие Галины Александровны в зале дисциплинировало, давало ощущение богатой истории и традиций за плечами. Она всячески поддерживала нового художественного руководителя коллектива, актрису Ольгу Нефедову в ее деятельности. Так, очень важным и принципиальным шагом для театра считала восстановление его визитной карточки — легендарной «Паўлiнкi». Последний раз Галина Орлова выходила на театральную сцену в спектакле «Листопад. Андерсен» по пьесе белорусского драматурга Елены Поповой и сказкам Андерсена. Это был оммаж театра старшему поколению купаловских актеров наподобие «Пристани» Римаса Туминаса в Вахтанговском. До последнего часа в ней жила преданность любимой сцене.
Галина Орлова родилась 30 ноября 1928 года в Витебске. В 1948‑м окончила студию Белорусского театра имени Якуба Коласа и была зачислена в труппу театра. В Купаловском работала с 1959 года. В 1989‑м была награждена Государственной премией БССР за роли в радиоспектаклях «Хамуцiус» по Аркадию Кулешову и «Рыбакова хата» по Якубу Коласу. Говоря об Орловой, мы сразу вспоминаем, что она была женой народного артиста БССР и СССР Николая Еременко‑старшего и матерью народного артиста России Николая Еременко‑младшего. Три народных артиста в одной семье сосуществовали вполне мирно.
Ей довелось пережить и мужа, и сына. Любая другая актриса на ее месте обивала бы пороги редакций, не сходила бы с телевизионного экрана, в том числе и московского, потому что «фамилия Еременко — это всегда рейтинг» (как сказала ей однажды московская журналистка), торговала бы мифом о «Еремах», подробностях жизни, как делают сегодня многие наследники. Но лишь изредка Галина Александровна давала комментарии в документальных очерках, снятых к очередным юбилейным датам мужа и сына. Ей не надо было, по выражению писателя Леонида Андреева, «гусиным сальцем смазывать вечно скрипящее самолюбие».
В жизни, особенно с малознакомыми людьми, Галина Александровна всегда вела себя сдержанно. Кое‑кто принимал эту сдержанность за гордыню, но это далеко не так. Ее сдержанность являлась формой защиты.
Она была стойкий, но ранимый человек с обостренным чувством справедливости и внутреннего достоинства.
Обладала врожденной грамотностью (отец когда‑то работал главным редактором одной из витебских газет), много читала. Домашняя библиотека была огромной, однажды мне даже посчастливилось принять в дар несколько книг из нее.
Прощание с Галиной Орловой состоялось в Купаловском театре. Похоронили актрису на Восточном (Московском) кладбище рядом с мужем и сыном. Редакция выражает соболезнование родным и близким Галины Орловой.