Ушла из жизни народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии БССР Галина Орлова

25 праглядаў

Врата бессмертия

Ушла из жизни народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии БССР, старейшая актриса Национального академического театра имени Янки Купалы Галина Орлова. Ей было 92 года. 

ФОТО ПАВЛА ЧУЙКО.

В последние годы Галина Александровна не выходила на сцену, но живо интересовалась жизнью театра, следила за всеми премьерами, принимала активное участие в кастингах молодых актеров в качестве опытного и проницательного эксперта. Само присутствие Галины Александровны в зале дисциплинировало, давало ощущение богатой истории и традиций за плечами. Она всячески поддерживала нового художественного руководителя коллектива, актрису Ольгу Нефедову в ее деятельности. Так, очень важным и принципиальным шагом для театра считала восстановление его визитной карточки — легендарной «Паўлiнкi». Последний раз Галина Орлова выходила на театральную сцену в спектакле «Листопад. Андерсен» по пьесе белорусского драматурга Елены Поповой и сказкам Андерсена. Это был оммаж театра старшему поколению купаловских актеров наподобие «Пристани» Римаса Туминаса в Вахтанговском. До последнего часа в ней жила преданность любимой сцене.

Галина Орлова родилась 30 ноября 1928 года в Витебске. В 1948‑м окончила студию Белорусского театра имени Якуба Коласа и была зачислена в труппу театра. В Купаловском работала с 1959 года. В 1989‑м была награждена Государственной премией БССР за роли в радиоспектаклях «Хамуцiус» по Аркадию Кулешову и «Рыбакова хата» по Якубу Коласу. Говоря об Орловой, мы сразу вспоминаем, что она была женой народного артиста БССР и СССР Николая Еременко‑старшего и матерью народного артиста России Николая Еременко‑младшего. Три народных артиста в одной семье сосуществовали вполне мирно.

Ей довелось пережить и мужа, и сына. Любая другая актриса на ее месте обивала бы пороги редакций, не сходила бы с телевизионного экрана, в том числе и московского, потому что «фамилия Еременко — это всегда рейтинг» (как сказала ей однажды московская журналистка), торговала бы мифом о «Еремах», подробностях жизни, как делают сегодня многие наследники. Но лишь изредка Галина Александровна давала комментарии в документальных очерках, снятых к очередным юбилейным датам мужа и сына. Ей не надо было, по выражению писателя Леонида Андреева, «гусиным сальцем смазывать вечно скрипящее самолюбие».

В жизни, особенно с малознакомыми людьми, Галина Александровна всегда вела себя сдержанно. Кое‑кто принимал эту сдержанность за гордыню, но это далеко не так. Ее сдержанность являлась формой защиты.

Она была стойкий, но ранимый человек с обостренным чувством справедливости и внутреннего достоинства.

Обладала врожденной грамотностью (отец когда‑то работал главным редактором одной из витебских газет), много читала. Домашняя библиотека была огромной, однажды мне даже посчастливилось принять в дар несколько книг из нее.

Прощание с Галиной Орловой состоялось в Купаловском театре. Похоронили актрису на Восточном (Московском) кладбище рядом с мужем и сыном. Редакция выражает соболезнование родным и близким Галины Орловой.

Тэатры