Пьеса как взрыв
1972 год. Андрей Макаенок в театре им. Я. Купалы с режиссером Валерием Раевским, актерами Галиной Макаровой и Геннадием Овсянниковым.
Вот читаю, как вдова писателя, вторая супруга Любовь Макаенок, делится своими воспоминаниями: «Творческий процесс шел постоянно. Вот мы гуляем — в парке, возле водохранилища, в лесу. Возвращаемся домой. «Малышка, я пошел писать», — предупреждает он меня. Приношу ему чай, ставлю что-нибудь поесть — и исчезаю. Он ходит по кабинету, разговаривает сам с собой за своих персонажей, садится за стол и переносит это на бумагу. Иногда ночью в постели начинал наговаривать текст, и я брала ручку и тут же записывала. Утром он читал это и обычно благодарил меня: «Малышка, какая ты умница!» Выполняла и обязанности машинистки. Есть в ее воспоминаниях и грустные страницы: «За несколько дней до смерти он почувствовал себя плохо, и «скорая» отвезла его в лечкомиссию. Я оставалась там с ним. Никогда не забуду, как Андрей поднимается с кровати, идет в туалет. Умылся, причесался, подходит ко мне и говорит: «А теперь, малышка, прощай…» Обнял меня и вдруг начал оседать на пол. Часа полтора врачи боролись за его жизнь. Но безуспешно. 16 ноября 1982 года Андрея не стало…»
Сегодня многие известные актеры, которым посчастливилось играть в пьесах Макаенка, вспоминают Андрея Егоровича с благодарностью. Заслуженный артист Беларуси Фома Воронецкий был занят в знаменитой и, как бы сейчас сказали скандальной постановке «Пагарэльцы», — спектакль собирались закрывать, а его режиссера и художественного руководителя Купаловского театра Валерия Раевского снимать с должности. Уж слишком забористым показался тогдашним функционерам комедийный градус.
— Помню приходит к нам в труппу Раевский и говорит: «Все, спектакль закрывают. А меня снимают». Но Макаенок тогда пошел в высокие кабинеты — и отстоял спектакль. Интересный и отзывчивый был человек. Артисты его уважали, потому что он писал для нас роли! Ведь часто бывает, как: пьеса вроде есть, а играть в ней артисту нечего.
— В чем главная заслуга писателя?
— Он как бы оживил белорусскую драматургию, после него уже и другие авторы осмелели. Но Макаенок был первым. Все его комедии незлые. Бывают же такие ядовитые, злобные комедии. Но от них мало толку. Сейчас я вижу, что у некоторых режиссеров появились озлобление в спектаклях, мстительность — это все лезет на сцену. Театр не должен этому потакать. Он должен обо всем говорить своими средствами через человека, от души, без злости.
Еще я участвовал в спектакле «Святая прастата», тоже удачный был, этакий «Ревизор» по-белорусски. Золотой наш состав там играл: Геннадий Овсянников, Виктор Тарасов, Владимир Кудревич.
Спектаклям Макаенка везло, многие из них становились долгожителями: «Трыбунал» шел 15 лет, «Пагарэльцы» тоже шли прилично. Для нас, актеров, это был праздник.
Любовь Ивановна и Андрей Егорович.
Народная артистка Беларуси Зинаида Зубкова играла в спектаклях «Лявонiха на арбiце», «Выбачайце, калi ласка!» и «Трыбунал». Главные заслуги драматурга формулирует для себя так:
— Во-первых, Андрей Егорович был очень современен: моментально откликался на все происходящее вокруг. Во-вторых, являлся талантливым человеком с большим чувством юмора. В-третьих, в нем и его пьесах не было негатива. Он радовался вместе со всеми нашим удачам, вместе со всеми смеялся над хорошей шуткой. Светлый и веселый человек. Никогда не видела его в каком-то в непотребном виде, всегда знал себе цену, но никогда в жизни этим не пользовался. Я бы сказала так: он радовался тому таланту, который дал ему Бог.
— Говорят, он бывал на каждой репетиции, мог сделать замечание актерам?
— Конечно не на каждой, при его загруженности — это преувеличение. Но перед выпуском спектакля на репетиции приходил. В начале пути ему, безусловно, очень помог Санников: днем Санников репетировал с актерами, а вечерами работал с Макаенком.
— Андрей Егорович не был номенклатурным автором? Не успел забронзоветь при жизни?
— Что вы, он был обласкан властью, но каждая его премьера как взрыв! Там была такая острая для своего времени тема бывших партийных функционеров. Макаенок это обнаружил, впервые обнажил и показал. И вокруг спектакля началась возня, завязанная на угодничестве вышестоящим. Но закончилось все хорошо. Мы очень любили его пьесы и всегда их ждали.
… Каждый режиссер — Валерий Раевский, Борис Луценко, Валентин Плучек — находили в пьесах Макаенка что-то свое. В 2014-м постановка Бориса Луценко «Оракул?..» по пьесе «Затюканный апостол» удостоилась Гран-при «Лучший спектакль театра драмы» III Национальной театральной премии, что доказало: драматургия Макаенка жива и в эпоху HD.
К СВЕДЕНИЮ
Спектакли по пьесам Макаенка шли в московском Театре сатиры («Таблетку под язык») и Театре на Малой Бронной («Трибунал»). Исполнители главных ролей в «Трибунале» Геннадий Овсянников и Лев Дуров даже как-то поменялись местами: Овсянников играл в московском спектакле, а Дуров — в минском. Обмен прошел с успехом.