Путешествие в глубины души
Почти полтора века назад позорное антисемитское руководство парижской «Гранд-Опера» отклонило оперу на библейский сюжет. Как ни билась Полина Виардо в надежде хоть когда-нибудь спеть посвященную ей партию Далилы, не помогли ни старания, ни связи. Мировая премьера состоялась в Веймаре под управлением Ференца Листа, который и вдохновил Сен-Санса превратить свою ораторию в оперу.
И вот «Самсон и Далила» в Минске. Сбывшаяся мечта, потому что еще в 2017–2018 гг. и тогдашний главный дирижер Плоскина, и солисты, да и зрители вслух мечтали о воплощении этого шедевра на белорусской сцене.
Помнится, на пресс-конференции 23 февраля 2018 года я задала соответствующий вопрос тогдашнему главному режиссеру Михаилу Панджавидзе, а он ответил мне саркастическим смешком:
– «Самсон и Далила» – это не мечта Плоскины! Это мечта Оксаны Волковой. Правда? Правда, я это знаю!
К счастью для себя и для театра, звездное меццо-сопрано, заслуженная артистка Республики Беларусь Оксана Волкова – именно тот человек, который умеет воплощать мечты. Может быть, ради «Самсона и Далилы» она и окончила во второй раз Белорусскую академию музыки – теперь уже по специальности «оперная режиссура».
«Самсон и Далила» – второй ее спектакль. Первым был полтора года назад «Виллисы. Фатум».
– Там тоже был тяжелый станок, который нам нужно было обживать, – вспоминает Оксана Волкова. – И пандемия нам как раз-таки помогла, потому что спектакли не шли, станок все время стоял на сцене, и все наши многочисленные составы с удовольствием по нескольку раз прошли этот спектакль. А сейчас прочувствуйте разницу!
И в самом деле, театр сейчас работает с полной загрузкой, а сценография «Самсона и Далилы» – сложнейшая. А значит, цейтнот, цейтнот и еще раз цейтнот! Экзамен на зрелость не только для режиссера и артистов, но и для технических служб.
– Все службы театра напряжены, и это большой опыт! – признался в беседе с журналистами заместитель генерального директора Большого театра Беларуси Юрий Максименко.
И опять четыре состава. Все хотят петь. И могут! Хотя из-за трудности партий далеко не во всяком театре найдется хотя бы один Самсон и одна Далила.
Поэтому я шла на премьеру с некоторым трепетом.
На афише – молодые имена.
Самсон – Дмитрий Шабетя, буквально на днях завоевавший III премию Х Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург».
– Анастасия – человек с очень красивым голосом, интеллектуальный человек, — сказала мне тогда ее педагог, профессор кафедры пения Белорусской академии музыки, заслуженная артистка БССР Людмила Колос. – Мне кажется, что у нее большое будущее и, что бы она сегодня ни получила, она будет украшать белорусскую сцену.
И тем не менее довольно долго Анастасия Малевич как оперная артистка оставалась в тени. Пела джаз, успешно участвовала во всевозможных национальных отборах… Но этот успех так и не обрел настоящего звучания.
И вдруг в партии Далилы она заявила о себе как певица, без преувеличения, феноменальная. Певица, способная спеть и головокружительно высокую партию сопрано в «Кармине Буране», и поразить глубокими контральтовыми басами в партии Далилы. Огромный голос – по объему, по диапазону, по обилию красок, по страстности. Голос, которому подвластно все – кроме Царицы ночи! И эту певицу мы до сих пор почти не знали!
И Дмитрий Шабетя – тоже дитя белорусской вокальной школы. Феноменальный тенор, в голосе которого есть и лирические, и драматические краски. Блистательный актер. Трудоголик. В его репертуаре самые разные партии – от Водемона и Хозе до Дубатовка. Напомню, что он единственный белорусский певец, которого Оксана Волкова пригласила в свой недавний сольный концерт, где он выступил рядом с мировыми знаменитостями Светланой Касьян и Владиславом Сулимским.
На мой слух и взгляд, Самсон – его лучшая партия по богатству вокала, выразительности и драматизму.
Великолепный премьерный ансамбль дополнил заслуженный артист Республики Беларусь Станислав Трифонов в партии Верховного жреца.
По первому впечатлению – строгий и мощный, наполненный смыслами, в которые еще предстоит вчитываться.
Впрочем, уважая волю режиссера, я не буду углубляться в подробности.
– Мне бы не хотелось заранее раскрывать какие-то секреты, – сказала Оксана Волкова на пресс-конференции. – Мне хочется, чтобы зритель пришел в зал и увидел нашу работу с чистого листа.
Скажу лишь, что сценография Этель Иошпы и световое решение Стаса Свистуновича, вплоть до набранной вручную текстовой строки, которая проецируется вместе с остальным контентом, – образец высокого искусства.
– Мы перфекционисты! – улыбается Этель Иошпа.
Как всегда, прекрасен хор театра под руководством народной артистки Беларуси Нины Ломанович.
Великолепна, изысканна и осмысленна хореография Сергея Микеля.
И конечно, оркестр. Дирижер-постановщик Олег Лесун сделал все, чтобы зазвучал внутренний духовный смысл музыки. Каждая нота – от фуг, навеянных Генделем, Бетховеном и Бахом, до арий Далилы с их вагнеровской безысходной болезненной страстностью, – продумана и прочувствована им, а игра оркестра выше всяких похвал.