В год 100-летия со дня рождения Фридриха Дюрренматта Гомельский драмтеатр выпустил премьеру «Загадочный визит»

47 праглядаў

Причуды миллиардерши

Старая дама более полувека путешествует по городам мира. На сей раз она наведалась в Гомель

Впервые «Визит старой  дамы» был поставлен в Цюрихе 65 лет назад —  29 января 1956 года.
В Гомельском областном драматическом театре состоялась премьера трагикомедии «Загадочный визит» в постановке художественного руководителя Национального академического драматического театра имени М. Горького заслуженного деятеля искусств Беларуси Сергея Ковальчика. Он подарил еще одну жизнь пьесе «Визит старой дамы» классика швейцарской и мировой драматургии Фридриха Дюрренматта, чье 100-летие отмечалось в январе этого года.

В завязке мастерски передана скучная атмосфера провинции, жизнь в которой поколение за поколением проходит «в ожидании чуда». Вся надежда на приезд уроженки города миллиардерши Клары. И она действительно приезжает. Поначалу ее упоительно жизнерадостный визит вносит свежую струю в жизнь героев…

В пьесе Дюрренматта есть жесткая ирония, абсурд, сильные характеры, горький юмор и парадоксальные ситуации, так и громоздящиеся друг на друга. За социальными масками Мэра, Доктора, Учителя, Полицмейстера прячутся живые люди, полнокровные характеры со своими страхами и страстями. Режиссер укрупнил метафоры и иронический стиль автора, предельно обострил проблематику пьесы, добавив в действие хор и роль рассказчика. История роковой ошибки, возмездия и восстановления справедливости получилась поистине захватывающей и динамичной. Никакой дидактики, все выводы делает сам зритель: имеем ли мы право не быть милосердными к тому, кто причинил нам когда-то боль?..

Главную роль мстительной миллиардерши Клары Цаханассьян блистательно исполняет народная артистка Беларуси Людмила Корхова. Степень перевоплощения и градус самоотдачи актрисы в этой роли поражают. В ее трактовке Клара и палач, и жертва собственных амбиций, и фурия, и несчастный обиженный ребенок. Свое личностное отношение к происходящему, привкус философской амбивалентности удается привнести Юрию Фейгину (Доктор), Сергею Юревичу (Учитель) и другим артистам. Дополнительный объем, нерв, игривость и полифоничность придают действию сценография Андрея Меренкова, хореография Оксаны Рожковой, а также костюмы Александры Карнажицкой. Все работает на замысел режиссера, который он обозначил так: «Это спектакль о том, как у человека медленно умирает самое важное, что есть в нем, — совесть». После премьеры мы поговорили с режиссером.

— Сергей Михайлович, с гомельским театром вас связывают давние творческие связи?

— 25 сентября 1996 года в этом театре состоялась премь­ера моего первого самостоятельного спектакля, который я поставил как дипломированный режиссер. Это была сказка «Волк-мореплаватель», главную роль в ней исполнил популярный ныне артист Андрей Карако. Спектакль объехал всю Гомельскую область более 200 раз! С тех пор мы постоянно сотрудничаем с этим театром, он один из моих любимых. В 1997 году я поставил здесь и свой первый взрослый спектакль «Чей ребенок в саквояже?». А в 2003-м получил первый Гран-при фестиваля «Славянские театральные встречи» за постановку «Адвечная песня». Можно сказать, что в Гомеле проходило мое становление как режиссера.

— Если бы в гомельской труппе не было актрисы Людмилы Корховой, все равно взялись бы за эту пьесу?

— Сейчас уже трудно сказать. Так иногда бывает: с первой читки понимаешь, что актриса снайперски попадает в образ и материал, и твоя дальнейшая задача — подтянуть замысел до ее уровня, чтобы он ей соответствовал. И придумать такой спектакль, чтобы он стал в некотором смысле и противовесом этой мощной актрисе.

— 5 января отмечалось 100-летие со дня рождения Фридриха Дюрренматта. Почему, на ваш взгляд, его произведения и сегодня вызывают интерес?

— В своем творчестве он затронул главные темы, которые присутствуют в жизни каждого человека: любовь, алчность, предательство, страсть к наживе, борьба за власть. Такие пьесы, как «Визит старой дамы», очень важны — они напоминают о нравственных табу. Важно, чтобы в погоне за достатком и комфортом люди не потеряли человеческий облик и не довели ситуацию до братоубийственной войны.

КСТАТИ

Художником по костюмам спектакля «Загадочный визит» стала дочь режиссера Сергея Ковальчика Александра Карнажицкая, выпускница Белорусской государственной академии искусств 2018 года (курс Бориса Герлована). Как художник-постановщик Александра уже работала над спектаклями театра имени М. Горького «По щучьему велению» и «Четвертая планета». Сейчас как сценограф и художник по костюмам оформляет спектакль «Братья Карамазовы» Ольги Клебанович и Сергея Ковальчика.

Фото Владимира СТУПИНСКОГО
Тэатры