Абсурд подкрался незаметно
В Витебске и Гомеле недавно прошли премьерные показы постановок по пьесам известных европейских драматургов. Оба спектакля оказались схожи по мироощущениям и своему философскому наполнению. Оба заставляют задуматься…
Христо приземлился в Витебске
Внимание художественного руководителя Национального академического театра имени Я. Коласа Михаила Краснобаева привлекло творчество болгарского драматурга Христо Бойчева (наиболее известной его работой, пожалуй, является пьеса «Полковник-птица»). В результате на витебских подмостках родилась трагикомедия «Бальніца на краі свету».

Фото с официального сайта театра kolastheatre.by

Шатько просто растворился в роли Деда — настолько она ему впору. Мудрый, много повидавший в этой жизни. Сколько лет провел он в этой провинциальной психиатрической лечебнице, в которой развивается действие, неизвестно. Но определенно много. Впрочем, это и не важно. Дед Шатько понимает, что настоящий сумасшедший дом как раз по ту сторону больничного крыльца. Это роднит его с персонажами трагикомической истории Андрея Кончаловского «Дом дураков». Там тоже лечебница воспринималась как территория, где можно спастить от военного кошмара, но он вторгался и туда.
Главный герой романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» Макмерфи, наоборот, пытался вырваться из лечебницы на свободу. Как и в пьесе «Полковник-птица», так и в «Бальніцы…» где-то летают в небе натовские самолеты, сея тревогу. Болгарский автор искренне пытается разобраться, когда же этот мир, переживший кошмары Второй мировой войны и ужасы Холокоста, снова обратился к насилию и оружию?..
Одна из самых трогательных сцен — встреча персонажа Григория Шатько со своей супругой, роль которой блестяще и тонко исполнила заслуженная артистка Беларуси Тамара Скворцова. Вместе они уходят навстречу бесконечности и звездному небу — и комок в горле нарастает... Не сразу понимаешь, что встреча эта происходит где-то между небом и землей, в каком-то параллельном пространстве. Говоря бытовым языком, происходит она «на том свете». По крайней мере, именно такая формулировка прижилась в нашем обывательском языке.
Христо Бойчев и вслед за ним Михаил Краснобаев приводят спектакль к горькому сентиментальному финалу — и, наверное, такое решение лучше душеспасительной фальши. Режиссер уверен, что этот мир болен, причем болен неизлечимо, и болезнь эта — одержимость насилием и агрессией. Но панацея от нее есть. Это любовь. Земная и небесная.
Тоот, да не тот

Фото Владимира Ступинского
Столкновение четко следующего уставу и своему долгу военного человека с простодушной средой обывателей сначала приводит к комическим, а позже и к трагикомическим последствиям. Хозяин дома, шеф пожарной команды господин Тоот, по натуре добряк и дипломат, оказывается загнанным в психологическую ловушку. От майора, внезапно приехавшего погостить в их дом, зависит благополучие его сына. Но господин Тоот не готов к напору майора. Как же не хочется подчиняться этому нелепому самодуру, страдающему, помимо всего прочего, еще и из-за своего маленького роста, ненавидящему всех, кто выше его!..
У этой пьесы Иштвана Эркеня — счастливая сценическая судьба. В советское время ее поставил Георгий Товстоногов в Большом драматическом театре в Ленинграде. В том спектакле играли Евгений Лебедев и Николай Трофимов. Режиссеры Владимир Наумов и Александр Алов «оживили» эту же пьесу в театре «Современник» в Москве. Там играли Олег Табаков и Валентин Гафт. Комментарии, как говорится, излишни.
В гомельском спектакле тоже сильный актерский состав. Харизматичный актер Юрий Зайцев с упоением играет самодура-майора. Он словно раскачивается все два действия на своеобразных качелях настроения: то принимает своих новых друзей всей душой, то подозревает их во всех смертных грехах. То сидит себе тихо, как мышка, в своей комнате, а то вдруг ведет себя, как взбесившийся чертенок.
Алексей Бычков в роли Тоота степенный и неторопливый, но по ходу действия в нем нарастает глухой неизбежный протест. Все существо этого маленького человека в финале спектакля восстает против господина майора.
А артист Павел Кордик играет сразу две роли — Почтальона и Профессора психиатрии Киприани. Мировой светило своими советами сам приводит Тоота в ужас. Но после окажется, что и самому Киприани не помешает психологическая помощь.
Режиссер Яков Натапов признавался накануне премьеры, что для него приоритеты в пьесе расставлены весьма четко:
— Для меня это история о том, что сотрудничество со злом ни под каким благородным предлогом, даже ради какого-то карьерного благополучия детей или собственного мещанского комфорта, невозможно.
Натапов, мастер серьезной интеллектуальной режиссуры, остался верен себе и на сей раз. Так что Гомельский театр можно поздравить с серьезной большой работой. Свой 80-й сезон он продолжил на достойном интеллектуальном уровне: абсурдистский трагифарс — «редкий зверь» в наших театральных «лесах». Вместе с витебской премьерой оба спектакля «рифмуются» как попытки духовной переоценки жизни наших современников.
Валентин Пепеляев
Источник: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА
https://www.sb.by/articles/absurd-podkralsya-nezametno.html