Вспоминаем лучшие спектакли, поставленные по пьесам Андрея Макаенка

228 праглядаў

Классик на орбите

Недавно мы отметили 100-летие со дня рождения народного писателя БССР, известного драматурга и сценариста Андрея Макаенка. Накануне телеканал «Беларусь 3» показывал видеозарисовки «Андрей Макаенок. Мысли», в которых известные деятели культуры зачитывали отрывки из дневников и воспоминаний писателя. Кроме того, зрители увидели программу «Записки на полях» о неизвестных фактах из творческой биографии Андрея Егоровича, экранизацию пьесы «Лявониха на орбите» — народную комедию Петра Василевского «Рогатый батальон» в отреставрированном на «Беларусьфильме» формате HD. Украсил эфир и творческий вечер Андрея Макаенка «Лира», состоявшийся почти 40 лет назад. Мы же вспомним лучшие спектакли, поставленные по его произведениям.

ФОТО  БЕЛТА

Пьесы Макаенка сегодня не нуждаются в реставрации: бери да ставь. Как ставят произведения Маяковского, Горького, Эрдмана. Конечно, важно подобрать свой ключ, найти решение и концепцию — без этого любой автор для современного зрителя будет выглядеть бледно.

Первые спектакли по пьесам Андрея Макаенка были поставлены в Национальном академическом театре имени Я. Купалы — «Выбачайце, калі ласка!» (режиссер Константин Санников) и «Лявоніха на арбіце» (режиссер Борис Эрин). После творчеством Макаенка искренне заинтересовался новый художественный руководитель Валерий Раевский.

Кстати, когда-то именно Макаенок предложил руководителю республики Петру Машерову отдать два главных драматических театра Беларуси — Купаловский и Русский — на откуп Валерию Раевскому и Борису Луценко, молодым режиссерам. Предложил и не прогадал. Это решение положило начало творческому соперничеству на долгие годы, а зрителям подарило немало ярких и талантливых спектаклей, которым рукоплескали не только в Минске, но и в Москве, в разных городах Европы.

«Трибунал» в постановке Раевского шел в Купаловском 15 лет. После режиссер ставил пьесу на одной из независимых театральных площадок, где были задействованы уже другие актеры — Тамара Миронова, Николай Кучиц, Вера Шипило, но главный герой Терешко представал в неизменном исполнении народного артиста СССР и Беларуси Геннадия Овсянникова, лучшего исполнителя этой роли. Хотя можно вспомнить еще «Трибунал» в театре на Малой Бронной в Москве, где Терешко играл Лев Дуров. Он же был одним из режиссеров спектакля. Кстати, именно с «Трибуналом» прошли и обменные гастроли: Овсянников и Дуров менялись местами для показов в Москве и Минске.

«Трибунал» в Новом драматическом театре по-новому раскрывал народную трагикомедию Макаенка.
INTEX-PRESS.BY

Сам Раевский так говорил о пьесе: «Мы, конечно, гордимся таким признанием нашей литературы (драматургии, в частности). Но театры слишком часто увлекаются внешними приемами, экзотикой, национальным колоритом, не проникая, к сожалению, в глубину и свое­образие национального характера. В его скромность, неброскость, что ли, идущие от долготерпения. Пьесы Андрея Макаенка чрезвычайно лиричны, и лучшая из них, на мой взгляд, «Трибунал», написана как бы на грани слез. В ней — наивность моего народа, поэзия скромности. А в спектаклях часто доминирует буффонада, какая-то «общекрестьянская» бойкость. Много замечательных актрис разных народов нашей страны исполняли роль главной героини этой пьесы, но переиграть замечательную купаловскую актрису Галину Клементьевну Макарову невозможно».

Артисты Купаловского театра Геннадий Гарбук, Август Милованов, Виктор Тарасов, Галина Толкачева фактически на пьесах Макаенка превратились в звезд. Драматург сам всегда присутствовал на репетициях, давал советы артистам. В театре с успехом шли «Святая простота», «Таблетку под язык», «Затюканный апостол».

А вот спектакль «Погорельцы» приняли холодно — слишком критическим показался его настрой. Предлагалось даже снять Раевского с должности. Дошло до того, что Макаенок собрал в кабинете директора десять театральных критиков и попросил их высказаться о спектакле. Критика постановку приняла, но события развивались драматично. Раевский так вспоминал об этом периоде в одном из интервью: «Андрей Егорович сидел на репетициях все два месяца. На премьеру пришли Машеров и все политбюро. В антракте меня, Макаенка и тогдашнего директора Николая Еременко позвали к высоким гостям. Машеров говорит: «Зачем вы, Валерий Николаевич, сгущаете краски? Показываете секретаря обкома трусоватым. Разве такие есть?» «Вам виднее, какие они есть», — ответил я на этот вопрос и на все остальные неизменно отвечал: «Вам виднее», — потому что спорить было бессмысленно. Мы стали прощаться. Машеров жмет каждому руку и сверху другой как бы закрепляет рукопожатие. Все знали, что этот жест означал: мы с тобой друзья и будем дружить. Мне единственному он просто холодно пожал руку — и всем стало ясно: Раевскому — конец. Это был непростой период. Некоторые коллеги перестали со мной здороваться. Они понимали, что я в опале и что лучше заранее отгородиться, чтобы себя не запятнать. Время было такое. Через несколько дней мне передали, что Машеров назначил мне встречу, цель которой всем была известна. Но накануне этой встречи Петр Миронович погиб. Лучше бы он остался жив и снял меня…»

Борис Луценко тоже не оставался в стороне от творчества Макаенка. Ставил он и спектакль «Затюканный апостол» на сцене Купаловского театра в 1970 году, ровно через год после ее написания. В нем блистали Август Милованов, Зинаида Броварская, Александр Владомирский, Галина Толкачева. В 1983-м Луценко снял фильм-спектакль для телевидения, а в 2013 году снова вернулся к этой пьесе уже на сцене театра имени М. Горького и выпустил спектакль «Оракул?..» с музыкой Алексея Еренькова. В 2014-м эта постановка удостоилась Гран-при «Лучший спектакль театра драмы» III Национальной театральной премии, а Владимир Глотов за роль Малыша в том же году получил диплом «Лучший молодой актер» IX Международного молодежного театрального форума «Март-контакт». Спектакль волновал и заставлял размышлять.

Спектакль «Оракул?..» Бориса Луценко стал лучшим спектаклем театра драмы на III Национальной театральной премии в 2014 году.
RUSTHEATRE.BY

Важным возвращением Макаенка в наши дни наряду с «Оракулом?..» стал «Трибунал» режиссера Сергея Куликовского в Новом драматическом театре, где блистали артисты Игорь Николаев и Татьяна Попова. Ценность этого спектакля, на мой взгляд, состояла в том, что он появился после долгого отсутствия «Трибунала» на белорусской сцене. И зазвучал как-то по-новому — свежо и звонко. Заявленный режиссером как лубок, он был гораздо шире этого обозначения. И на самом деле ничего лубочного в этом спектакле не было — он прорывался к высотам подлинной народной трагедии. Он был сильнее и серьезнее лубка. Оказалось, разговор о национальной идентичности и белорусском характере, затеянный драматургом в «Трибунале», интересен и в двадцать первом веке. А тема раздела на «своих» и «чужих», тема недоверия даже между близкими людьми в собственной семье по-прежнему звучала актуально. Глядя спектакль, снова вспомнилась чья-то мысль, что «Трибунал» — это белорусский «Король Лир». По крайней мере, тогда дочь Андрея Макаенка Алла, присутствовавшая на одном из премьерных показов, была явно растрогана столь современным прочтением пьесы отца. «Спектакль, по-моему, получился», — сказала она тихо, выйдя на сцену, и это была лучшая рецензия. Несмотря на трагедийный финал, постановка оставляла светлое чувство какой-то мудрой печали. Как показывал в своих пьесах Макаенок, любовь сглаживает все углы.

В комедии «Таблетку под язык» московского Театра сатиры сыграли многие звезды труппы, в том числе Анатолий Папанов.
M.KINO-TEATR.RU

НАША СПРАВКА

Андрей Егорович Макаенок родился 12 ноября 1920 года в деревне Борхов Рогачевского района Гомельской области в крестьянской семье. Среднее образование получил в Журавичской школе. После ее окончания поступил в военное училище. В 1939-м был мобилизован в ряды Красной армии. Участвовал в Великой Отечественной войне, получил тяжелое ранение. Работал заведующим отделом прозы журнала «Вожык». В 1966—1977 годах был главным редактором журнала «Неман». Первой серьезной пробой пера в драматургии стала пьеса «На рассвете», спектакль по которой был поставлен в 1952-м в Купаловском театре. Широкую популярность возымели сатирические комедии «Простите, пожалуйста!», «Лявониха на орбите», «Затюканный апостол» и другие. В 1974 году за пьесы «Трибунал» и «Таблетку под язык» Андрей Макаенок был отмечен Государственной премией БССР. Особое место в творчестве драматурга занимает пьеса «Погорельцы», поднимающая социально-моральные проблемы.

Умер Андрей Макаенок 16 ноября 1982 года. Похоронен на Восточном кладбище в Минске.

Тэатры