Точку ставить рано
Радиоволну не смог погасить даже такой сильный конкурент, как телевидение
В Государственном литературном музее Янки Купалы недавно прошел очередной тематический познавательный вечер из цикла «Радыё на хвалi мастацтва», подготовленный каналом «Культура» Белтелерадиокомпании и посвященный 95-летнему юбилею Белорусского радио. Интерактивный проект стартовал в декабре прошлого года и продлится до ноября 2020-го, когда Белорусское радио отметит столь значимую дату. Эта встреча, уже четвертая, была посвящена деятельности радио в 50-е годы прошлого века, когда так стремительно осваивались новые жанры, расширялась творческая палитра, активно создавалась радиофонотека и все больше слушателей открывали для себя магию радио.
Вспомнить славные страницы из радиоистории приглашает канал «Культура».
–Думаю, для всех жителей Беларуси, и для меня в том числе, радио всегда было неотъемлемой частью жизни, — считает заместитель директора канала «Культура» поэт Наум Гальперович. — Без него трудно себе представить быт белорусских людей. В каждой белорусской хате и городской квартире была радиоточка, которая не выключалась с утра и до позднего вечера. Радиотарелки, динамики, позже радиоприемники сопровождали человека всю его жизнь.
У гостей наших вечеров есть редкая возможность послушать записи из фондов, встретиться с людьми, связанными с историей белорусского радио. Живые рассказы приглашенных дополнят общую картину. Кроме того, каждая встреча сопровождается яркими музыкальными номерами. Это мост между прошлым радио и его теперешним днем. Здесь ведь можно встретиться и с сегодняшними журналистами, чьи голоса всем хорошо знакомы.
Директор радио «Культура» Владимир Трепенок уверен, что серьезный интеллектуальный радиопродукт у слушателей будет востребован всегда:
— Я надеюсь, что у радио все еще большие перспективы. Так, с годами количество слушателей нашего канала «Культура» только растет. Мы стараемся охватить своим вниманием как можно больше видов и жанров искусства. Наш контент не для массовой аудитории, он рассчитан на подготовленного слушателя. Подобные каналы есть во многих высокоразвитых странах. И конечно, рейтинг эфиров они не возглавляют, но уверенно держатся в своем сегменте и отвечают запросам своей аудитории. Наша аудитория — интеллигенция, представители творческих профессий, думаю, через наш эфир они вдохновляются на новые свершения. К тому же мы, например, сейчас единственная радиоволна в Беларуси, где есть детский тематический эфир. У нас интересные программы для детской аудитории всегда есть в ежедневном блоке. Если сегодня через радиоэфир либо интернет мы приучим ребенка к радио, думаю, он останется с нами на этой волне и когда станет взрослым. Проект «Радыё на хвалi мастацтва» дает слушателям панораму жизни страны, напоминает об истоках радиовещания, его открытиях. Мы рады всем напомнить о них. К примеру, как раз в 1950-е в эфире появились так называемые литературные радиосериалы, посвященные героизму белорусского народа в Великой Отечественной войне, и сегодня их можно услышать в наших программах «Літаратурная анталогія» и «Радыёбібліятэка».
На вечере в Государственном литературном музее Янки Купалы гости услышали редкие записи: выступления Якуба Коласа и Константина Симонова на III съезде белорусских писателей, фрагмент знаменитого спектакля «Несцерка», записанного для фондов радио в 1955 году, голос писателя Янки Мавра, другие уникальные радиоэпизоды. На встрече выступили и рассказали о своих личных впечатлениях внучка Якуба Коласа и Янки Мавра Мария Мицкевич, народная артистка Беларуси Мария Захаревич, бывший теле- и радиодиктор Екатерина Егорова, музыкальный редактор Людмила Митакович.
— Жизнь Якуба Коласа и Янки Мавра всегда была связана с радио, которое они очень любили, — свидетельствует внучка знаменитых писателей, исследовательница их творчества Мария Мицкевич. — Они сотрудничали с ним почти с самого начала работы радиовещания в Беларуси. Те вещи, которые писались специально для радио, к сожалению, зачастую в печатном виде не сохранялись, сегодня их можно только услышать. Во время эвакуации многие известные белорусские писатели находились в разных городах, например, Янка Мавр — в Алма-Ате, Якуб Колас — в Ташкенте, и они радовались редкой возможности услышать по радио голоса друга друга и остальных коллег. После войны стали появляться радиоспектакли по их произведениям. Оба они понимали, что радиотеатр открывает широкие возможности в плане популяризации творчества белорусских писателей.
В 1956 году радио столкнулось с новым вызовом — появилось телевидение. И с ним тоже нужно было конкурировать. Одним из первых дикторов стала актриса Мария Захаревич. Но на ее чаше жизненных весов радио все же перевесило:
— В 1956 году я пришла на студию телевидения, еще учась в институте, прошла конкурс на место диктора и была этому очень рада. Почему? Потому что в одной хате в моей деревне Новоселки был телевизор. И мои родители, и односельчане могли видеть меня — это была самая большая награда. Родители не хотели, чтобы я становилась артисткой.
По воспоминаниям Марии Георгиевны, телевидение тогда было одной большой семьей, все праздники коллеги отмечали вместе:
— Все проходило как-то по-домашнему. Жили мы в общежитии скромно, одалживали друг другу наряды для съемок. Небольшая комнатка, одна камера на трех ножках и кресло… Но поработав несколько лет на телевидении, мне стало уже неинтересно все время что-то объявлять, я хотела играть серьезные роли и работать в театре. Хотя уже начинались инсценировки произведений. Придя после театрально-художественного института в Купаловский театр, стала играть главные роли в прекрасных спектаклях. Однако теперь с годами чувствую, что главное для меня не театр, а радиотеатр и воспоминания об этом замечательном периоде в моей жизни. Именно радиотеатр я ставлю на первое место в своей творческой и человеческой судьбе. Меня до сегодняшнего дня узнают по голосу в самых отдаленных деревнях Беларуси. Что может быть дороже? За 26 лет, побывав с научно-просветительской экспедицией «Дарога да святыняў» в самых разных уголках Беларуси, мы проехали 34 тысячи километров. И везде мой голос узнавали… Увы, театральные работы не всегда фиксировались на пленку, от иных не осталось даже фотографий. А вот радиоработы сохранились и в записях, и в памяти людей. Выкладывались на записи радиоспектаклей мы всегда по-настоящему, иначе ничего не получилось бы. То, что меня так активно приглашали, — золотой дар и подарок от Бога. Могу только низко поклониться всем людям, с которыми вместе работала.
Мария Захаревич права, что записанное остается людям: сегодня в фондах Белорусского радио хранится более 200 записей радиопостановок и других материалов с ее участием.
— 14 лет я отработала на телевидении, но моя любовь — радио, и в этом я согласна с Марией Георгиевной, — говорит известный теле-и радиодиктор Екатерина Егорова. — Я проработала на нем 19 лет и даже больше: еще 2—3 года потом вела разные программы… Когда-то я совершенно осознанно его выбрала. И это великое счастье — быть причастным к такому феномену нашей жизни. Иметь возможность поработать с такими мастерами, как Лилия Стасевич и Илья Курган. С Лилией Ефремовной меньше, а с Ильей Львовичем все 19 лет. У нас была теплая атмосфера и чудесный коллектив: Галина Еременко, Галина Сидельникова, Николай Антипов, Лев Володин, Тамара Лонская, Владимир Батлеечев, Валерий Дягилев, Олег Винярский и многие другие коллеги. Некоторых уже нет с нами. Но мы их всех помним…
Проект «Радыё на хвалi мастацтва» продлится до 15 ноября.
КСТАТИ
Запись вечера из цикла «Радыё на хвалi мастацтва», посвященного 1950-м годам, можно будет услышать в эфире канала «Культура» 30 марта в программе «Канцэртная зала».
Валентин Пепеляев
Источник: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА