С Верой и правдой
Мир историй режиссера Павла Чухрая преисполнен сильных чувств
В преддверии 27-го Минского международного кинофестиваля «Лістапад» хочется вспомнить связанные с этим форумом вехи. Среди его знаковых имен — знаменитый режиссер Павел Чухрай, отметивший вчера 75-летие. В 2004 году его фильм «Водитель для Веры» получил в Минске сразу три награды: Гран-при и призы за лучшую женскую роль (Алена Бабенко) и лучшую режиссуру.
Любимая «трясина» профессии
Павел Чухрай — сын легендарного советского кинорежиссера народного артиста СССР Григория Чухрая, снявшего «Балладу о солдате», «Чистое небо», «Трясину» и другие известные картины. Павильоны киностудии имени А. Довженко стали для маленького Павла любимым место для игр. После школы он окончил операторский факультет ВГИКа, мастерскую Бориса Волчека, отца Галины Волчек. В 1972 году поступил на режиссерский факультет в мастерскую Игоря Таланкина. (С этим именем у белорусских зрителей тоже связаны волнующие эмоции: именно Таланкин выпустил во ВГИКе курс, которому было суждено стать основой труппы Театра-студии киноактера в Минске при Национальной киностудии «Беларусьфильм».) И уже спустя два года, в 1974-м, Павел Чухрай получил диплом — сдал экзамены экстерном. Сказалось, видимо, первое операторское образования, детство, проведенное на киностудии, и общение с любящим и любимым отцом.
Запомните его таким
В отличие от многих «продолжателей династий», проводящих время в злословии и воспоминаниях, Павел Григорьевич всегда был занят делом. Он действительно режиссер от Бога — снимал редко, но каждый его фильм становился событием. Драма «Клетка для канареек» в 1983 году участвовала в программе «Неделя критики» Каннского кинофестиваля. Фильм стал дебютом для актрисы Евгении Добровольской, ныне примы МХТ. Она играла с Алисой Фрейндлих и Вячеславом Барановым.
До бергмановских высот подлинной эксистенциальной драмы поднял Чухрай историю на производственную тему «Зина-Зинуля», снятую по пьесе «Чокнутая» Александра Гельмана, автора легендарной «Премии» и «Мы, нижеподписавшиеся». Правдорубка Зина, которую блистательно сыграла Евгения Глушенко, воевала не только с халтурой и приписками на бетонном заводе, пытаясь выиграть в психологическом поединке со сплоченным мужским братством, в котором солировали Виктор Павлов, Владимир Гостюхин, Александр Збруев, Александр Беспалый. Она конфликтовала прежде всего с самой собой.
Чухрай — мастер психологической драмы. Его всегда интересовали нюансы человеческих взаимоотношений: как из одного и того же зерна при разнице характеров и обстоятельств вдруг прорастают и любовь, и ненависть? Сколько обнаженной правды чувств и человеческой искренности в его камерной ленте «Запомните меня такой», снятой по пьесе Романа Солнцева «Мать и сын». Здесь одни из лучших своих ролей сыграли Олег Борисов, Ия Саввина, Елена Проклова, Ангелина Степанова. Конфликт поколений, тема отцов и детей подана Чухраем без штампов, свежо и ново. И посреди этого конфликта — две архетипические фигуры матери и сына, которые не могут понять и простить друг друга. Осознание придет после, когда уже ничего невозможно будет изменить. Финальную сцену фильма, в которой главная героиня Мария Ивановна (Ангелина Степанова) после всех дрязг и разборок под музыку Бетховена делит между притихшими и опустошенными членами своей семьи 125 «блокадных» граммов хлеба, которые хранила все эти годы, невозможно смотреть без кома в горле. Нет ничего странного в том, что камерный фильм, действие которого начинается в пышащей морозными пейзажами Сибири и после перемещается в чинный зимний Ленинград, получил Гран-при международного фестиваля «Злата Прага», приз жюри за режиссуру на Международном кинофестивале в Токио (1987) и множество других наград. «Запомните меня такой» смотрится интересно и сегодня благодаря выписанным ролям, мощной актерской игре.
А каким глотком свежей родниковой воды в эпоху малокартинья стал «Вор» Павла Чухрая. Фильм подарил нам настоящее открытие — юного Мишу Филипчука (сегодня он успешный программист). Многие поклонники Владимира Машкова до сих пор считают именно его Толяна лучшей работой актера. Страстный дуэт Машкова и Екатерины Редниковой покорил зрителей по обе стороны Атлантики: картина получила престижную номинацию на «Оскара», собрала большой урожай «Ник», «Золотых орлов» и прочих кинопризов.
До сих пор помню, какое сильное впечатление произвел фильм «Водитель для Веры» на критиков и зрителей на кинофестивале «Лістапад». Он поразил прежде всего пронзительной красотой, крымскими пейзажами, эмоциональным напором и степенью правды. К тому времени зритель уже привык к чернухе, к обшарпанным стенам общаг и подвалов, к маргиналам и упырям всех мастей. А тут — красивые молодые лица, эффектная природа. Первая главная роль Алены Бабенко, до этого игравшей только эпизоды. Мощное шекспировское дарование Богдана Ступки, фотогеничный Игорь Петренко. Убедительные Андрей Панин и Марина Голуб во второстепенных ролях (как жаль, что обоих уже нет с нами). На фоне пиршества красок рассказывается драматическая история гибели номенклатурной семьи, попавшей в жернова истории. «Водителя для Веры» тоже не обошли вниманием награды фестивалей, в том числе, как уже отмечалось, нашего «Лістапада».
«Водитель для Веры». |
«Клетка для канареек». |
«Холодное танго». |
Танго разбитых сердец
Видимо, решив отдохнуть от реалистических драм, в 2007 году Павел Григорьевич снял авантюрную ленту «Русская игра» — экранизацию гоголевских «Игроков», в которой сыграли Сергей Маковецкий, Андрей Мерзликин, Сергей Гармаш. Но спустя десять лет режиссер снова вернулся в ретродраму и явил нам «Холодное танго» — пронзительную историю, действие которой разворачивается в Литовской ССР в 1940—1950-е годы. Работник НКВД Макс еще в юности влюбляется в литовскую певицу Лайму. Им будет суждено пронести свою любовь через все испытания. Играют их молодые звезды — Риналь Мухаметов и Юлия Пересильд, которая стала первой в мировой истории актрисой, отправившейся на съемки в космос.
За эту веру в человека, его несломленный дух и незыблемость христианских заповедей мы и любим богатое и разнообразное творчество Павла Чухрая.
«Я очень серьезно относился к профессии. Не к тому, что меня должно кормить, а к тому, что собираюсь что-то сказать… Тогда было другое время. Мои родители, например, о деньгах в семье не говорили, не принято было. И не потому, что они что-то скрывали: отношение к удобствам и достатку было совершенно пренебрежительное. Отец редко снимал и в конце жизни был очень бедным человеком».
КСТАТИ
Проект «Вызов», включающий киносъемки на Международной космической станции с участием режиссера Клима Шипенко и актрисы Юлии Пересильд, по мнению Павла Чухрая, можно расценивать как рекламную кампанию российской космической отрасли: «Для меня это пиар-кампания нашей космической отрасли. Если это поможет летать нашим ракетам и нашим ученым, дай бог». Клима Шипенко Чухрай назвал «очень талантливым режиссером, современным, чувствующим зрителя», а Юлию Пересильд — одной из своих любимых актрис. «Счастлив, что она снималась у меня в «Холодном танго», — сказал режиссер.