Международный форум театрального искусства «ТЕАРТ», который существует уже почти две пятилетки, можно назвать уникальным проектом.
Он берет на себя риск по постановке и продвижению новых, спорных, иногда несовершенных театральных работ. Для этого создан Центр визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн». Его задача — показать лучшие белорусские спектакли года, самые интересные работы других стран и привлечь зрителей к разговору о сегодняшнем театре.
Отправная точка для размышлений
Фестиваль длинный, на целый месяц. Только что завершилась отечественная программа Belarus Open из десяти спектаклей. Посмотреть ее приехала большая делегация продюсеров, режиссеров, актеров, критиков. Их цель — увидеть современный белорусский театр, сравнить с известным европейским и продвинуть на заслуженное место в нашем разнообразном мире.
В этом году наряду со столичными минскими театрами участвовали коллективы из Бреста, Могилева, Молодечно. Рядом со стационарными театрами: Купаловским, Молодежным, театром кукол, РТБД — показывали свою малоизвестную программу режиссеры Александр Марченко и Юра Диваков на новой площадке ОК16.
«ТЕАРТ» интересен тем, что театр лишь отправная точка для размышлений о времени, человеке ХХІ века, современном искусстве. Не важно, что, например, спектакль «Сестры Грайи» назван мифами Древней Греции, «Крестовый поход детей» — средневековой историей, «Человек из Подольска» — оперативной разработкой, «Бетон» — визуальной поэзией и так далее. В них — современная жизнь. Еще, говоря сегодняшним деловым языком, во всех спектаклях Belarus Open показана жизнь не по протоколу.
«Ревизор» высмеивает коррупционеров, сегодняшних трусливых чиновников и провинциальные нравы. «Новая земля» Брестского театра кукол и «Сестры Грайи» молодечненских кукольников — это жизнь человека от рождения до смерти через препятствия, несправедливость, любовь и общение с природой. «Бетон» и «С училища» — про потерю, поиски, отсутствие любви у золотой молодежи, про скуку и заблуждения. В «Человеке из Подольска» силой заставляют научить любить родину, используя моральные и физические унижения. Там, в московской полиции, все по протоколу.
— А почему реальность с большой буквы? — спрашивает герой.
Ему отвечают:
— По нашим инструкциям так положено.
Полет мысли и воображения
Опасное равнодушие, отказ от собственной личности увидел Государственный театр кукол в пьесе Бертольда Брехта «Что тот солдат, что этот». И это средство для достижения любой цели в деле ведения войны.
А рядом красивая фольклорная история белорусского народа у талантливого собирателя национальных традиций музыканта Ивана Кирчука. Спектакль «Дорожка моя» теперь принадлежит Бресту. Творчество этно-трио «Троица» превратилось в театральную работу.
Нельзя не увидеть в названных работах фестиваля полет мысли и воображения, свободное талантливое самовыражение. Больше половины — тексты белорусских авторов. Иногда они подслушаны на улице. Иногда режиссеры переводят тексты в пластику. Тело лаконично передает смысл слов. Иногда проблема выбора личного поведения далека от цивилизованного мира. В сегодняшней европейской культуре — утрата смысла жизни. В нашем белорусском театре хоть и бывают сомнения, но существует возврат к истинным ценностям. Особенно поэтично представлены традиционный белорусский быт и наши корни. Возможно, поэтому трагедия звучит оптимистично, а комедия заставляет не надрываться от смеха, а задуматься.
Зарубежные гости фестиваля дружно обозначили самых интересных современных белорусских режиссеров: Алексея Лелявского, Евгения Корняга, Дмитрия Богославского, Юру Дивакова, Александра Марченко. Они никому не подражают, а вырабатывают свой стиль и свой театральный язык. Как итог — зарубежные продюсеры будут охотно приглашать показанные спектакли на любые европейские фестивали.
Татьяна Орлова
Источник: СЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА