Пленница успеха
На этой неделе в Минске в кинотеатре «Центральный» прошел торжественный вечер, посвященный 30-летию Общественного объединения «Белорусская гильдия актеров кино», которая является членом Международной федерации актеров FIA. Было вручено много подарков, прозвучало немало теплых слов... Члены гильдии получили почетные грамоты, благодарности и нагрудные знаки от Администрации Президента, Совета Министров, Министерства культуры. Поздравили киносообщество первый заместитель министра культуры Наталья Карчевская, генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский, представители творческих союзов.
Поприветствовать белорусских коллег приехали известный актер и режиссер, председатель Гильдии актеров кино России народный артист России Сергей Никоненко и заслуженная артистка России Наталья Варлей. Звезда фильмов «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Вий» исполнила песню «Уходящая натура», вспомнив ушедших артистов советского кино, а также прочла пронзительное собственное стихотворение. Сочинительство для Натальи Владимировны не просто увлечение — она окончила Литературный институт имени М. Горького, в 2018 году выпустила книгу воспоминаний «Канатоходка», сейчас готовит к изданию еще несколько. Стихи увлеченно пишет с детства, многие из них стали песнями, выходили в свет и ее поэтические сборники.
После торжественного вечера в кинотеатре «Центральный» корреспонденту «НГ» удалось побеседовать с Натальей Варлей.
— Наталья Владимировна, как вы относитесь к ремейкам советских комедий? В частности, к продолжению «Кавказской пленницы»?
— Я думаю, здесь ответ однозначный. Невозможно хорошо к этому относиться. Как говорится, нельзя дважды войти в одну реку. Когда кто-то замахивается на продолжение картины «Кавказская пленница», утверждая, что это будет нечто совершенно иное, чем у Гайдая, что это будет аттракцион и потрясающее произведение искусства, дескать, внимание такому проекту обеспечено. На самом деле это просто даже воровством не назовешь. Там и музыка Александра Зацепина, и костюмы те же, и сюжет тот же, и персонажи… Разница лишь в том, что это не Гайдай, и это не талантливо.
— У вас есть объяснение, почему появляются ремейки? Что это — кризис идей?
— Вы сами ответили на вопрос. Во-первых, кризис идей. Во-вторых, желание попиариться на чужом имени. Ведь если человек снимает продолжение «Кавказской пленницы», которую любят зрители даже не в стране, а во всем мире, потому что есть ностальгия по такого рода кино, то вполне логично, что люди станут эту ленту смотреть, какой бы она ни получилась. Хотя бы из любопытства: что там могли снять? Пусть потом зрители будут плеваться, а директора кинотеатров не захотят брать картину в прокат.
— Вы продолжаете работать в театре?
— Играю в антрепризных проектах. Год назад у меня было шесть названий, но теперь я поняла, что просто не хватает сил на все проекты. У нас есть спектакль с Владимиром Долинским «Операция «Мы», или Невероятное приключение». Был спектакль с Вячеславом Шалевичем. Потом его роль стал играть Аристарх Ливанов. Зрители любили успешный спектакль с Валентином Смирнитским «Хочу купить вашего мужа» по пьесе Михаила Задорнова. От чего-то пришлось отказаться. Год писала свою книгу «Канатоходка», очень много у меня ушло на это сил и эмоций. Хотя немало материала было уже в дневниках, каких-то записях, так что задел имелся. Сейчас хочу закончить еще одну книгу. В «Канатоходку» не вошли целые главы, посвященные моим коллегами и друзьям: Алику Филозову, Олегу Видову, Саше Белявскому, Вячеславу Шалевичу, Аллочке Балтер… Много-много глав, которые в силу формата в эту книгу не смогли войти. За это время я, и не только я, а все наше искусство потеряло много талантливых актеров. Мишу Задорнова, например… Потом у меня есть много написанного материала, который я хочу собрать в одну книгу о животных, по большей части о кошках. У меня были и черепахи, и собаки, и хомяки, и попугайчики, однако кошки — это те животные, которых я очень люблю и понимаю. Иногда в шутку говорю, что я — старшая кошка в доме. Мои друзья, приезжая ко мне на дачу, изумляются, насколько хорошо кошки меня понимают: «Как они тебя слушаются! Ты же не дала команду, а просто сказала: «Зайдите попозже». И они разворачиваются и уходят». Я действительно понимаю кошек, а они меня.
«Кавказская пленница». |
«Вий». |
«Гостья из будущего». |
…На вечере в Минске Наталья Варлей также вспомнила о том, как создавались актерские гильдии в Москве и Минске, как дружна она с заслуженной артисткой Беларуси, председателем Белорусской гильдии актеров кино Светланой Суховей, и о ее теплой реакции на книгу «Канатоходка». Помимо всего прочего, гости вечера увидели документальную хронику с различных кинофестивалей. И с нами вместе вновь оказались Георгий Жженов, Иннокентий Смоктуновский, Стефания Станюта, Владимир Зельдин, Олег Борисов…
— Я верю, что они всегда с нами и видят нас. Я помню, как проходил в Калинине, ныне это Тверь, первый фестиваль актеров кино «Созвездие», как нас встречали люди, сколько их ждало нас на улице! А была зима! Тогда как-то не было принято брать автографы. Люди хотели просто прикоснуться и сказать: «Спасибо». И вот уже 31 год нашей гильдии и 30 лет вашей. И светлая память всем нашим ушедшим актерам. Сегодня я вспомнила, как все начиналось. Как мы создавали актерские гильдии в Москве и Минске. Я считаю, что все равно мы с вами вместе, у нас общая судьба. Хочу поздравить своих коллег и Светлану Суховей. Она уникальный человек. Можно сказать, что мы родственницы: я — крестная мать ее дочери Насти. Очень многому у нее учусь. Каждый раз удивляюсь, откуда в такой хрупкой блондинке столько энергии. Она написала о моей книге «Канатоходка» в вашем журнале «На экранах». Это удивительная и, наверное, самая лучшая рецензия на мою книгу, потому что написана она человеком близким. Светлана позвонила мне в тот день, когда закончила читать книгу, и сказала: «Что ты со мной сделала! Я три дня лежала на диване и читала твою книгу. Дочь заглядывала в мою комнату и не могла понять, что происходит…»
ЦИТАТА
Светлана Суховей: «Наталья Варлей — уникальный человек, она окончила три учебных заведения: цирковое училище, Щукинское театральное училище и Литературный институт имени М. Горького. Я думаю, таких примеров в нашей профессии больше нет. А ее книгой я была по-настоящему потрясена».
Валентин Пепеляев
Источник: НАРОДНАЯ ГАЗЕТА