Исцеляющий смех
Театр абсурда помогает обозначить реальные проблемы
Андрей Королевич хорошо известен минским театралам, так как с 2009 года после окончания Минского государственного колледжа искусств работает актером в ТЮЗе, выходя на сцену в спектаклях «Тарас на Парнасе», «Беларускія вадэвілі», «Майго юнацтва крылы…», «Сіняя птушка», «Тэдзі», «Дзікае паляванне караля Стаха». Королевич признается, что еще в колледже один из педагогов посоветовал ему всерьез задуматься о режиссуре. Накануне премьеры мы поговорили с ним о новой работе.
— Примечательно, что этот парадоксальный спектакль о природе цензуры в свое время шел и в Молодежном театре, в нем играл Сергей Журавель. Андрей, вас все время тянет в какие-то полуабсурдистские вещи. Чем вы это объясняете? Почему нет постановки а-ля «Муж, жена и любовник»?
— «Муж, жена и любовник» — это наша жизнь, и ничего нового я там не скажу. Что там может быть интересного? Какой поворот? Любовник, который из-за своей честности не спит со своей любовницей? Возможно, историю с таким поворотом я бы и посмотрел. Мне интересно нестандартное восприятие знакомых вещей. Ведь все может быть совсем не тем, чем кажется на первый взгляд.
Наверное, поэтому такие пьесы мне нравятся больше. Среди них, например, пьеса Игоря Бауэршима Norway.Today. Два подростка Юля и Август знакомятся в чате и отправляются в неописуемой красоты норвежские фьорды, чтобы записать прощальные видео и покончить с собой. Но в результате отказываются от своего решения и выбирают жизнь. Пьеса написана по заказу Дюссельдорфского театра. Я понимаю, что там поднята серьезная проблема подросткового суицида, но она подана в комедийном ключе, показано, что суицид — это бессмысленно. Стоит жить, стоит пытаться, как бы то ни было. Ты всегда найдешь какой-то выход для своих стремлений и взглядов.
— Несмотря на режиссерские поиски, вы продолжаете работать актером в ТЮЗе?
— Да.
— А как сложилась судьба вашего режиссерского курса?
— Выпускалось нас четыре человека, и конкретно сейчас ставят спектакли Ирина Кублицкая и я. Остальные отошли от режиссуры. Но я понимаю, если пропустить момент после выпуска и не углубиться в профессию, на эти лыжи можно снова и не встать.
— Андрей, расскажите, почему решили обратиться к пьесе Михаила Хейфеца «Не забудьте расписаться»?
— Это утопичная история об обществе запретов, условностях. В пьесе от собственных комплексов, собственной неуверенности человек создает барьеры, превращая их в законы. Но он старается сдержать последствия, а не первопричину. Любое общество должно строиться на уважении, тогда и не будет возникать этих дурацких стереотипов — сильный пол, слабый пол. Прежде всего должно быть уважение к человеку. Но в Западной Европе уже близки к абсурду, описанному в пьесе.
КСТАТИ
В репертуаре Молодежного театра на Малой сцене с успехом уже идет пьеса драматурга Михаила Хейфеца «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке главного режиссера театра Андрея Гузия.