“Записки юного врача”: премьера, о которой говорят

279 праглядаў

В год 130-летия Михаила Булгакова Белорусский государственный театр кукол приглашает на премьеру «Записок юного врача»

Врача вызывали?

Белорусский государственный театр кукол приучил своих зрителей, что в уютном здании на Энгельса, в центре Минска, надо не просто сидеть в удобных креслах, а по мере сил активно работать серым веществом. («Не такое уж оно и серое!» — с укором заметит в пылу полемики завсегдатай, и мы, чтобы не ожесточать зрительское сердце, будем вынуждены с ним согласиться.) Режиссер Евгений Корняг, известный своими оригинальными работами на стыке пластического, кукольного и драматического театров («Интервью с ведьмами», «Бетон», «Шлюб з ветрам, «Сестры Грайи»), ставит такие спектакли, при просмотре которых умственное напряжение неизбежно. Разгадать все смыслы и подтексты в его театральных ребусах невозможно, тем не менее они приманивают к себе. Недавно на сцене минского кукольного театра Корняг выпустил премьеру «Записки юного врача» по произведениям Михаила Булгакова.

ФОТО ИЗ АРХИВА БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕАТРА КУКОЛ

К  «Запискам юного врача» режиссеры обращаются частенько. Спектакли по этому раннему циклу рассказов Булгакова идут в петербургском театре «Мастерская», московском Et Cetera и наверняка где-нибудь еще. Фильм «Морфий» снимал Алексей Балабанов, и в постановке Корняга можно усмотреть определенные культурологические и стилистические переклички с этой лентой, пропитанной декадансом и безнадегой. Звучат, например, песни одного и того же автора и исполнителя — Александра Вертинского.

Впрочем, спектакль придуман изобретательно и остроумно. Небольшой актерский ансамбль виртуозно справляется с огромным количеством ростовых и механических кукол, обилием масок и интонаций. Главный герой — молодой врач Поляков — в предельно достоверном и эмоциональном исполнении молодого артиста Дмитрия Чуйкова до последнего пытается сохранить светлую голову и горячее сердце. Свою профессию любит истово, восполняет пробелы чтением медицинской литературы, с младшим медицинским персоналом вежлив и тактичен. Он пытается просвещать крестьян, бороться с «тьмой египетской», но постепенно понимает, что эта тьма необозрима и тотальна. Остается только по мере сил выполнять прикладные задачи — хладнокровно ампутировать конечности или пытаться вылечить запущенный сифилис. В наше время, когда некоторые вполне светские персонажи умудрялись отрицать пандемию и добровольно ушли в ряды ковид-диссидентов, понимаешь, что «тьма египетская» дала ростки и в XXI веке.

Читавшие «Записки…» знают, что по стечению обстоятельств Поляков становится морфинистом и воля его оказывается на каком-то этапе сломлена приобретенным пороком. В спектакле эта тема не смакуется, подается сострадательно, самой процедуре укола придуман оригинальный визуальный эквивалент. Складывается впечатление, что авторов спектакля не заботит распад отдельно взятой личности, в центре внимания — личность и социум, их взаимоотношения. В одной из сцен медсестры достают банки с закатками — помидоры и огурцы, и этот милый сабантуй — одна из самых смешных и теплых сцен в спектакле. То, как не вписывается в этот праздник Поляков, бросается в глаза. Конечно, как всегда у Корняга, есть несколько откровенных сцен, которым действительно можно смело ставить возрастной ценз «18+», — видимо, из-за них такая маркировка и у всего спектакля. Само действие вперед они не продвигают и Полякову нужны, чтобы отвлечься на время от окружившей его деревенской безысходности.

Трио медсестер (Анна Господарик, Наталья Кот-Кузьма, Светлана Тимохина) отлично освоило спе­цифику режиссерского метода Корняга по спектаклю «Интервью с ведьмами». Талантливый артист Алексей Сенчило, перешедший из театра имени М. Горького в «кукольную» труппу, чувствует себя в этой стихии как рыба в воде. (Как роскошен Сенчило в классно придуманном эпизоде «Волки!») Персонаж Екатерины Трофимук в шикарном концертном платье из кабаре начала XX века олицетворяет некое подсознание героя, полное сомнений и комплексов, и идет контрапунктом ко всему происходящему. То и дело она подходит к микрофону и поет несуразицу.

Режиссеру повезло с актерами — в театре натренированная и требовательная труппа.

Спектакль не состоялся и не производил бы такого сильного впечатления без талантливой работы художника-постановщика, лауреата Национальной театральной премии, лауреата российской национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяны Нерсисян.

Валентин Пепеляев, "Народная газета".

Фото из архива Белорусского государственного театра кукол.
Тэатры