100-лет со дня рождения Юрия Никулина

4925 праглядаў

Глазами клоуна

Как только произносишь «Юрий Никулин», на душе сразу теплеет, а в ушах начинает звучать песенка в его исполнении: «Мой старый цирк, моя любовь, мой старый цирк родился вновь…» Или бессмертное из «Кавказской пленницы» Леонида Гайдая: «Если б я был султан…»

Комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» во всех смыслах стала драгоценной. Фильм посмотрели почти 80 млн зрителей. Гайдай и Никулин были удостоены Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.Поразительно то, что, не обладая голливудской внешностью и выдающимся вокалом, Юрий Никулин стал всенародным любимцем. Сказалось его природное чувство комического, без преувеличения чаплиновского масштаба, всегда завораживающее умение шутить без улыбки. Его экранные герои — в основном недотепы и чудаки — нашли путь к зрительскому сердцу, потому что в них зритель иногда узнавал себя. Также в творческой копилке Никулина подлинные шедевры мирового уровня — «Андрей Рублев» Андрея Тарковского и «Двадцать дней без войны» Алексея Германа. Роль в драме «Чучело» Ролана Быкова в тандеме с совсем юной Кристиной Орбакайте тоже заслуживает исключительно восторженных оценок.

Негероическая внешность

Талант Юрия Никулина действительно многолик: актер, клоун, цирковой режиссер, потрясающий рассказчик и телеведущий (кто не помнит выпуски культовой программы «Белый попугай»?). Он прошел две войны — финскую и Великую Отечественную. Несмотря на все испытания, не растерял ни своего жизнелюбия, ни чувства юмора, которое с молодости было особым.

Через всю войну Юрий Владимирович пронес тетрадку с анекдотами. И свою коллекцию постоянно пополнял. После войны пошел во ВГИК, но там ему строго сказали суровые профессионалы во главе с председателем приемной комиссии режиссером Сергеем Юткевичем: «Ваша внешность, товарищ фронтовик, для кино не годится». Знали бы они, какие очереди будут выстраиваться на картины с участием Никулина в кинотеатрах! Он был в настоящем отчаянии, душа просилась на сцену. И вдруг увидел объявление: «Требуются клоуны». Позже актер признается: «Никто не видел во мне актера, только цирк меня пригрел, поддержал и дал возможность проявить себя».

Профессиональную огранку Никулин прошел в школе-студии разговорных жанров при Московском цирке на Цветном бульваре, и этого образования ему вполне хватило для последующей успешной карьеры. Как утверждают биографы артиста, его дебют на сцене цирка состоялся в 1948 году в паре с клоуном Борисом Романовым — это был номер «Натурщик и халтурщик». Стал ассистентом знаменитого Карандаша. После знакомства с Михаилом Шуйдиным решили работать вместе в клоунской паре.

Юрий Владимирович отдал цирку около полувека. Он не только веселил публику на арене. Был главным режиссером цирка на Цветном бульваре, а затем стал его директором и художественным руководителем.

Экран как рентген

Казалось бы, творческая судьба Никулина ограничится только цирковым манежем. Но его дебют в кинематографе состоялся уже в 1958 году в комедии «Девушка с гитарой». Дальше были «Неподдающиеся», «Человек ниоткуда» и первая драматическая роль на экране в фильме Льва Кулиджанова «Когда деревья были большими» — Кузьма Кузьмич Иорданов.

Трое в лодке, не считая Гайдая

Звездный час пришел с короткометражками Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», где в содружестве с Георгием Вициным и Евгением Моргуновым они создали компанию экранных дружков — Трус, Балбес и Бывалый. Эта троица сразу полюбилась зрителям. Балбес Никулина выделялся из экстравагантного трио очевидной любовью к зеленому змию и определенным легкомысленным отношением к жизни. Но это не помешало актеру воплотить образ добросовестного младшего лейтенанта милиции Глазычева в драме Семена Туманова «Ко мне, Мухтар!». Никулин умел быть разным, и за это его любили зрители.

По-настоящему он поразил многих в военной драме Алексея Германа «Двадцать дней без войны», где в партнерстве с Людмилой Гурченко на полутонах и мягких акцентах сыграл историю краткой любви.

«Москва. Кремль…»

В дальнейшей фильмографии Никулина найдем такие разные жемчужины, как «12 стульев» Леонида Гайдая, «Старики-разбойники» Эльдара Рязанова, «Они сражались за Родину» Сергея Бондарчука, «Чучело» Ролана Быкова.

Ему приходили письма на самые невероятные адреса: «Москва, самый Большой Театр. Никулину», «Москва. Кремль. Никулину». Был и такой адрес: «Почтальон, передайте это письмо артисту Никулину, который играл во многих кинах». И все эти письма доходили до адресата.

ЦИТАТА

«Судьба — это когда по одной колее ночью из двух городов навстречу друг другу выходят два поезда. Они несутся друг на друга, не зная, что едут по одной колее. И все-таки они не встречаются. А знаете почему? Не судьба!..»

НЕ ПРОПУСТИТЕ

К столетию Юрия Никулина телеканалы подготовили множество проектов.

В частности, в субботу, 18 декабря, канал «Культура» в рубрике «ХХ век» покажет документальный фильм «Дуэт клоунов. Юрий Никулин и Михаил Шуйдин» (16:35). Затем последуют документальный рассказ «Война Юрия Никулина» (17:50), картина «Ко мне, Мухтар!» (18:10) и премьерный очерк «Легко ли быть клоуном?» (19:30).

На ОНТ юбилей Никулина в субботу отметят премьерой — рассказом «Великий многоликий» (13:20). А в воскресенье на этом телеканале — шоу «Столетие Юрия Никулина в цирке на Цветном» (16:20).

Фото -- kino-teatr.ru
Тэатры