Летят утки
Развод — дело тонкое: освободиться от пут Якобины (Валерия Арланова) барону Мюнхгаузену (Дмитрий Мухин) помешало собственное научное открытие — 32 мая.
Нынешний спектакль поставила белорусский режиссер Татьяна Пацай. Роль Мюнхгаузена в двух составах играют Дмитрий Мухин и опытный Александр Тимошкин. Главная заслуга нынешнего спектакля в том, что он не старается повторить интонации фильма Марка Захарова, существует автономно от него как совершенно отдельное произведение искусства. Хотя всегда опасно создавать новое произведение в тени мифа. Антон Жуков не старается повторить всхлипы Феофила в исполнении Леонида Ярмольника, когда тщетно пытается подстрелить утку через дымоход, а Татьяна Федорова нашла какую-то свою утонченную Марту. У Федоровой получилось чистое и незамутненное дитя, попавшее в вертеп, образчик блоковской красоты.
Артист Игорь Подливальчев в роли Томаса хорошо передал искреннюю влюбленность слуги в проказы своего господина. Он готов принимать барона любым и любую его сумасшедшую инициативу поддерживать. В какие-то моменты он напоминает щенка спаниеля, который радуется своему хозяину.
Безусловная находка второго акта, когда после «смерти» барона на каждом предмете в его доме появляется табличка «Тот самый…». Игорь Подливальчев входит с табличкой «Тот самый Томас». Это и горько, и убедительно, и метафорично. Вопрос поставлен ребром: как быстро живые люди и предметы превращаются в музейные экспонаты? Все зависит от возможностей и приоритетов человеческой памяти.
Анатолий Терпицкий в роли Бургомистра напоминает персонажей из романов Достоевского: какого-нибудь Свидригайлова из «Преступления и наказания» или губернатора фон Лембке из «Бесов». С одной стороны, он должен выполнять свой профессиональный долг, с другой — лучшая часть его натуры симпатизирует барону. Его внутренний голос словно бы говорит ему: «А если он прав?» В то же время Бургомистр уверен, что люди эмоционального склада нуждаются в некотором руководстве. Актриса Валерия Арланова создала яркий характерный образ скандальной жены барона Якобины. Арланова сыграла ее с нужной долей вульгарности и романтизма. Получилась совершенно гремучая смесь.
В целом главный конфликт истории — конфликт барона с окружением и домашними — здесь передан подробно, драматично. Но едва ли можно сказать, что барон вышел из него победителем. В конце концов в этой трактовке слишком много бед причинило окружающим его безрассудство. Время внесло в эту историю свои коррективы.
Судебное заседание и судебную экспертизу, кстати, можно было бы проводить в скверике возле театра, где стоит небольшая симпатичная пушечка. Это был бы интересный интерактивный момент. Но режиссер пошла традиционным путем.
Добавляют романтического колорита премьере талантливая работа художника спектакля Андрея Меренкова и костюмы легендарной Нины Гурло, которая еще персонажей «Белых Рос» облачала. В этой комедии Игоря Добролюбова по сценарию Алексея Дударева прозвучала бессмертная фраза, которую уж никак про нынешнего Мюнхгаузена не скажешь: «Ты первым делом скажи, что, мол, князь за красным товаром пожаловал». — «Ага, он больше на Стеньку Разина похож».
Премьерой «Тот самый Мюнхгаузен» Театр-студия киноактера откроет новый сезон уже 5 сентября.
Добрый зритель в девятом ряду