Витязь кино
Недавно Николай Бурляев вышел на театральные подмостки в одной из ролей в спектакле «12» Никиты Михалкова
Николай Петрович не отсиживается в окопе и уже много лет находится на культурной «передовой». Он не боится быть мишенью для недоброжелателей, всегда предельно четко и конкретно выражает свое мнение по проблемам общественной жизни и кинематографического процесса. С какой теплотой он высказал слова поздравления своему коллеге Владимиру Гостюхину в белорусской прессе!
Один в поле воин
Актер и режиссер Бурляев истово отстаивает в творчестве высокие принципы гуманизма и нравственности, открыто выступает против засилья массовой культуры, американизации кинематографического языка. Всегда призывает своих зрителей не забывать живительное слово Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Есенина… Его увлеченность русской культурой, я бы даже сказал влюбленность, поражает. Без этого запала не являлся бы Николай Петрович столько лет председателем международного кинофорума «Золотой Витязь», на котором, кстати, белорусские кинематографисты часто получают призы за свои работы. Здесь не раз были отмечены Галина Адамович, Сергей Катьер, Елена Петкевич, Александра Маркова.
И когда Бурляев говорит о белорусском кино, он видит то, что многие сегодняшние критики не замечают или предпочитают не замечать. Пусть оно несовершенно, пусть в нем есть технические и актерские огрехи. Но как же греют душу его слова: «Основные черты белорусского кинематографа в лучших своих произведениях игрового, документального и анимационного, как и прежде, — стремление к высоким нравственным идеалам и возвышению души человека». Это стремление живо и в самом Николае Петровиче. Все дело в том, что в самом начале слишком высока планка, заданная совместными работами с Андреем Кончаловским и Андреем Тарковским.
«Мальчик, хочешь сниматься в кино?»
В 15 лет московский школьник Коля Бурляев сыграл в дипломной работе Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь». Позже по рекомендации Кончаловского он попал в картины «Иваново детство» и «Андрей Рублев» Тарковского, которые, без преувеличения, стали событием для всего мирового кинематографа. Во всех ведущих киношколах мира сегодня изучают своеобразный язык картин Тарковского. И вклад Бурляева в феномен Андрея Арсеньевича бесценен. Так же, как вклад других артистов из команды Тарковского — Солоницына, Гринько, Кайдановского, Тереховой.
«Иваново детство».
Явной удачей молодого артиста стала роль Бориса Голубева в картине Виталия Мельникова «Мама вышла замуж». Партнерами Бурляева здесь выступили Олег Ефремов и Люсьена Овчинникова.
«Мама вышла замуж».
Муза не посещает торгашей
Николай Петрович не скрывает своего отношения к современным проблемам в кинематографической среде — продюсерам-хапугам, низкому уровню сценариев, подражательству голливудским лекалам: «Рынку и продюсерам не нужны режиссерские личности выше их «плинтуса»… Муза отказывается посещать торгашей».
«Не считаю, что российское кино преодолело кризис, — говорил актер в интервью «Народной газете» несколько лет назад. — Напротив, вижу, что оно находится в глубоком кризисе, избрав неверную, пагубную для искусства ориентацию на доходный промысел. В отличие от чиновников Минкультуры, Фонда кино и горстки прокатчиков, богатеющих на «доходном промысле», я констатирую «движение вниз», сдачу прежних высот советского кинематографа, девальвацию кино как искусства, превращение российского кинопроката в отделение американского, понижающего духовно-нравственный уровень нашего народа».
И все же Николай Бурляев не один на своем творческом поле: рядом с ним его семья, его единомышленники (среди которых есть весомые личности, в частности, такие как Никита Михалков). А значит, бой на этом поле битвы еще не окончен. А поле этой битвы, вспоминая Достоевского, конечно же, — сердце человека.
В ТЕМУ
Сын Николая Бурляева — известный композитор Иван Бурляев («Салют-7», «Т-34», «Притяжение», «Текст», «Холоп») — в свое время написал музыку к спектаклю Национального академического драматического театра имени М. Горького «Подводники» в постановке художественного руководителя коллектива Сергея Ковальчика.