Дягилевские сезоны
Луч света в коммерческом царстве
Дягилева — большой романтик театрального искусства, способный по-настоящему увлечь за собой зрителей и коллег. Артисты, работающие в непростом жанре поэтического, литературного театра, — это своеобразное братство, спаянное своим призванием и врожденным чувством вкуса. Моноспектакли, входящие сегодня в репертуар коллектива, — продукт эксклюзивный и выстраданный. Актер приходит к своему автору и произведению, которое его по-настоящему волнует, непростыми путями. Каждый случай индивидуален. Ведь есть актеры, которые совершенно глухи к жанру моноспектакля, и мы не можем их за это осуждать. Действительно, гораздо проще в наши рыночные времена поставить на сцене три табуретки и разыграть комедию а-ля муж, жена и любовник с танцами и шутками ниже пояса. Чтобы капала копеечка, а на все претензии отвечать: «Другого материала зритель не поймет!»
Но Дягилева идет другим путем. Годами она ведет нас за собой, туда, к свету, где горит неумирающий огонь белорусской литературы. Мне везло: неоднократно присутствовал на ее спектаклях. Как же внимательно ее слушают, как боятся пропустить каждое слово! Кроме Дягилевой, мы видели на сцене театра «Зніч» лучших артистов поэтического театра — Ларису Горцеву, Александра Кашперова, Владимира Шелестова и других. Все — мастера, признанные и любимые. Так когда-то в «Зніч» пришла и обласканная вниманием звезда Русского театра имени М. Горького народная артистка СССР Александра Климова.
«Таких репертуарных театров, как наш, с целым штатом актеров вы нигде не встретите. Но это такое интересное открытие! Не только для меня и моих коллег, но и для зрителей, которым наши спектакли все время помогают обнаруживать в себе нечто новое», — говорит Галина Дягилева
«Зніч» — совсем не высоколобое искусство, это театр не для снобов. Он для тех, кто любит озорничать и находить в себе новые грани. Счастье поэтического театра для актера в том, что ты существуешь не в одном рисунке или роли, а можешь попробовать сразу несколько образов. В одном спектакле Дягилева виртуозно может сыграть донну Анну, Командора, Дона Гуана, Моцарта и Сальери. И зал будет ей верить. И продолжает верить уже больше 30 лет — столько она руководит созданным ею при Белгосфилармонии Белорусским поэтическим театром одного актера «Знiч». Много лет минский зритель и гости столицы ходят «на Дягилеву», подпадая под ее обаяние, женскую красоту и талант.
Актриса не скрывает свой возраст. Культ внешности ей не близок. Дягилева погружена в духовные материи. Она разговаривает о человеке, его месте на земле, семье. Так, в 2017 году к своему предыдущему юбилею она выпустила роскошный спектакль «Мама» — инсценировку по произведениям любимых авторов Рыгора Бородулина и Карела Чапека о нежной материнской любви.
Классика и вкус
Дягилева тяготеет к классике, сочетанию возвышенной боли и щемящей любви. Даже ее кумиры в актерской профессии — элегантные Лолита Торрес и Людмила Целиковская. В одном из интервью актриса признавалась: «Мне нравятся героини, искренние в своей наивности, которые остаются одни, потому что непрактичные, попадаются в чужие ловушки... В театре имени Якуба Коласа у меня много было таких ролей. Женька Комелькова из «А зори здесь тихие» Бориса Васильева, Гера из «Много шума из ничего» Уильяма Шекспира, Элена из «Рабы своего возлюбленного» Лопе де Вега, Лизонька из «Пучины» Александра Островского, Каролина из «Кастуся Калиновского» Владимира Короткевича... В театре «Знiч» — Рогнеда из «Выгнання ў рай», Маруся Чухрай из спектакля «Пачакай, сонца» по поэме Лины Костенко».
Кстати, супруг актрисы, известный художник Леонид Дягилев, впервые увидел ее именно на сцене. Тогда же в нее и влюбился, когда увидел, как она играла Клариче в комедии «Слуга двух господ» Карло Гольдони.
Творческим трамплином для Галины Дягилевой, как и для Татьяны Мархель или Валентина Соловьева, в свое время стал город Марка Шагала — Витебск и театр имени Я. Коласа. Здесь были сделаны первые профессиональные шаги. Здесь пришло первое признание. Было сыграно 50 главных ролей
Одинокая птица
Галина Алексеевна всегда говорит, что совсем не собиралась быть директором и художественным руководителем театра. Но сегодня это так, рутина порой крадет время у Дягилевой-актрисы, однако она не сдает высоких творческих позиций. Белорусским зрителям врезались в память ее работы в моноопере «Адзiнокi птах» про Адама Мицкевича, «Мой маленькi прынц» по Экзюпери. Кто бы мог подумать в далеком 1984 году, что частная творческая инициатива даст такие ростки? Ведь «Знiч» начинался почти случайно. В 1984-м в Минске открылся Молодежный театр. Многие актеры надеялись раскрыться там по-новому — не стала исключением и Дягилева. Но тогдашний главный режиссер Молодежного Григорий Боровик посчитал, что она не совсем вписывается в ансамбль. В ней всегда жила творческая неуспокоенность, несмотря на то что в театре имени Якуба Коласа ей сразу стали давать главные роли. За 17 лет, которые актриса прослужила на витебских подмостках, она сыграла 50 главных ролей.
Не попав в Молодежный, Дягилева решила не сдаваться и продолжать поиски вне стен традиционного театра. Пришла в филармонию, показала одну из своих программ, стала работать в концертно-лекционном отделе мастером художественного слова. После появилась идея театра «Знiч», которую поддержали и руководство филармонии, и Министерство культуры. Появились своя среда, новые идеи. Приходили новые актеры, рождались спектакли по прозе Владимира Короткевича, поэзии Максима Богдановича, Евгении Янищиц, Александра Пушкина... Появились свои кукольные постановки. «Знiч» стал постоянным участником международных фестивалей.
Играть спектакли в центре Минска в Дольном зале Костела святого Симеона и святой Елены в октябре 1999 года предложил сам настоятель ксендз-магистр Владислав Завальнюк. Красный костел стал для театра счастливым местом. Здесь вы можете отыскать талантливый коллектив и его неутомимого руководителя и сегодня.
В апреле отметила юбилей известная белорусская актриса, режиссер, создатель, директор и художественный руководитель единственного в нашей стране театра одного актера «Зніч» Галина Дягилева. По-новому — глубоко и образно — много лет доносит она вместе с единомышленниками и последователями до зрителей белорусское поэтическое слово. А слово это — тот фундамент, на котором прочно стоит наш этнос.
ФАКТ
Театр «Зніч» не раз представлял белорусское театральное искусство в России, Украине, Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Германии, США. Неоднократно становился призером и лауреатом многих театральных фестивалей, среди которых «Вначале было слово...» (Пермь), «Старая Руса» (Старая Руса), «Один и все» (Волгоград), «Золотой Витязь» (Минск, Москва), Минский международный кинофестиваль «Лістапад» (Минск) и другие. Основная репертуарная линия театра — популяризация произведений белорусских авторов и образцов мировой классики.
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, "Народная газета"