Иванова зрелость
В Театре-студии киноактера закрыли сезон на чеховской ноте
Пьеса в руках Ефремова обрела новое дыхание. И можно только поражаться, как, обойдясь без пресловутого «осовременивания» и «актуализации», не давая Соне в руки мобильный телефон и не пересаживая дядю Ваню на электрический самокат, режиссеру удалось добиться такого ощущения новизны и свежести. Это спектакль про нас с вами, про наших друзей и родственников. Придите посмотрите, как порой смешно и жалко выглядим мы со стороны, пытаясь обвинить других в своих ошибках и неудачах, выместить на них все свое зло и неудовлетворенность. Как живем миражами, как любим придумывать себе идеальную любовь, рассыпающуюся при первом же столкновении с реальной жизнью.
Материал требует большой самоотдачи от актеров. Режиссер поставил простую и гениальную задачу — «проживать». Не уходить в ребус, не прятаться за отрицание, не комиковать, не создавать карикатур. А это сейчас самое сложное в белорусском театре.
Неожиданно выпуклой получилась роль Марии Войницкой (Анжела Кораблева), которую в последнее время все чаще изображали карикатурой на провинциальную интеллигенцию. Пронзительна своей духовной красотой и чувством внутреннего достоинства Соня (Дарья Карпеченкова). Живым дыханием удалось наполнить добряка Телегина актеру Александру Кашперову. Что до исполнителей главных ролей, то и Серебряков (Игорь Подливальчев), и Елена Андреевна (Валерия Арланова), и Войницкий (Виктор Рыбчинский), и Астров (Сергей Лапаницын) получились образами свежими и небанальными, без оглядки на предыдущие трактовки.
Для актера Игоря Подливальчева роль профессора Серебрякова стала большим творческим вызовом: артист виртуозно балансирует на тонкой грани фарса и трагедии. К его персонажу испытываешь целую гамму чувств — от удивления и антипатии до жалости и сочувствия. Вообще со всеми героями здесь как будто знакомишься заново. Вновь удивляешься разгоревшимся страстям и экзистенциальному тупику людей неглупых, но запутавшихся в себе и окружающей жизни. Вновь вздрагиваешь, когда в тихой усадьбе профессора Серебрякова раздаются злополучные выстрелы. Этот «Дядя Ваня» сделан легко, смело и дерзновенно. Режиссер вчитался в хрестоматийный текст пристально и неравнодушно, пригласив актеров стать полноправными соавторами спектакля. Это большая победа всего коллектива театра и его руководителя. Лирическая и щемящая постановка с зарядом добра и веры в человека.
КСТАТИ
После показа спектакля состоялось чествование Александра Ефремова с прошедшим 70-летием. В частности, сердечное поздравление от Главы государства зачитал министр культуры Анатолий Маркевич.