во Всемирный день театра, в Могилеве завершает свою работу главное фестивальное событие этой весны - неделя «M.@rt.контакт.by». Вместо традиционной международной программы с 21 по 27 марта могилевчане и гости праздника посетили восемь спектаклей белорусских коллективов, дающих возможность увидеть настоящий срез живого театрального процесса.
Заместитель директора Могилевского областного драматического театра Наталья Дубровская признается, что организовать неделю даже в таком формате было непросто:
- Мы хотели сохранить мартовские даты, потому что они дороги нам, мы много лет работали вдохновенно и радостно, а закрытие форума всегда проходило в канун праздника театра – 27 марта. На каждом фестивале было чрезвычайно интересно: приезжали ведущие театральные режиссеры постсоветского пространства, проходили мастер-классы, спектакли обсуждали зрители и ведущие критики, а мы, конечно, получили бесценный опыт за эти годы.
- Наталья Анатольевна, как подбирались участники программы в этом году?
- Мы приглашали исключительно те коллективы, которые уже были на «M.@rt.контакте». Исходили, конечно, из конкретных возможностей театров. Очень многое поменялось за эти годы. Например, витебская труппа участвовала в нашем фестивале около 11 лет назад, нам было интересно узнать, чем она дышит сегодня. Для форума выбран формат гастролей – театры приехали за свои деньги. С их стороны это поддержка нашего фестиваля. Мы могли рассчитывать только на единомышленников и друзей. Приезд каждого театрального коллектива в этом году – как бальзам на душу.
Фестиваль удивил амплитудой: от откровенного фарса и гротеска в исполнении артистов могилевского драмтеатра в постановке Михаила Лашицкого «Беда от нежного сердца» до экзистенциальных поисков в спектакле «Метро» Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа режиссера Андрея Жигура по пьесе молодого белорусского драматурга Александра Савухи.
Спектакль «Беда от нежного сердца».
– «M.@rt.контакт.by» – очень важный для меня фестиваль, – говорит Жигур. - Всегда старался ездить на него и смотреть все спектакли. Для моего поколения он, наверное, самый главный и определяющий форум. Я его очень люблю. «Метро» - мой дебют в режиссуре. Для меня это спектакль даже не столько о запутавшемся молодом герое, сколько о запутавшемся времени в целом. Конечно, мы волновались перед показом, но, по-моему, чуткий могилевский зритель встретил нас очень тепло.
Кстати, в Витебске Жигур, до этого известный художник-постановщик спектаклей Валерия Анисенко «Похороните меня за плинтусом», «Хайп», «Королева красоты» и других, учащийся московской Высшей школы сценических искусств (Театральной школы Константина Райкина), буквально на днях выпустил вторую премьеру – психологическую драму «Игра в джин» по знаменитой пьесе американского драматурга Дональда Ли Кобурна.
С 21 по 27 марта могилевчане смогли увидеть на «M.@rt.контакте» восемь белорусских спектаклей.
Художественный руководитель Гомельского городского молодежного театра Виталь Кравченко, чей интеллектуальный блокбастер «Дядя Ваня» в программе театральной недели увидели 26 марта, признается, что ехал в Могилев с особым чувством:
Виталь Кравченко.
– Я рад, что «M.@rt.контакт» в этой непростой эпидемиологической ситуации продолжается, пусть и в таком усеченном формате.
«Дядя Ваня» - премьера гомельчан 2020 года. В концепции Кравченко главной темой спектакля является инфантилизм, непримиримое противостояние провинции и столицы. Видно, что молодой худрук тяготеет к крепкому драматургическому материалу:
- В самой пьесе Чехова мы нигде не находим подтверждения тому, что профессор Серебряков – дурак, каким его хочет изобразить дядя Ваня. Каким надо быть инфантилом, чтобы так смиренно дожить до 47 лет на всем чужом, восхищаться трудами и личностью Серебрякова, а потом вдруг, когда приходит осознание, что ты никому не нужен и жизнь твоя ушла, найти в его лице виноватого? Разве Серебряков просил тебя все эти годы заниматься имением? Там есть эта фраза, мол, Ваня, я же не знал, почему ты не взял себе, сколько хотел? Но Иван строил свою жизнь именно так. Теперь все разваливается и ничего не происходит в этой усадьбе. И предложение Серебрякова продать имение для меня самое ключевое в пьесе. В деревню приезжает образованный рациональный человек и говорит: господа, это все никакой прибыли нам не приносит, это все пустое. И предлагает шикарную идею – купить квартиру в Харькове и дачу в Финляндии. И что он слышит в ответ? «Ты уничтожил мою жизнь!» Я не ставлю спектакль про ХІХ век, если посмотреть на срез белорусских реалий, история эта универсальная, про противостояние города и деревни, провинции и столицы. Вместо того чтобы нести ответственность за собственную жизнь, Войницкий ищет виноватого в своих бедах. Был бы он сильным человеком, сам бы пошел и застрелился. Но он на это не способен. Нелепый выстрел в профессора Серебрякова – это абсолютная оперетта для меня. И у Чехова это прописано.
Спектакль «Дядя Ваня».
Режиссер Михаил Лашицкий в своем спектакле «Беда от нежного сердца», поставленном по двум водевилям Владимира Соллогуба и Павла Федорова, предложил актерам могилевского драмтеатра вдоволь покуражиться. «Vaudeville в двух действиях», выворачивающий наизнанку сам жанр, дающий простор для живительной актерской импровизации, оказался большой творческой удачей театра. Ценно то, что могилевские актеры разных поколений слышат друг друга, подначивают, иронизируют. Легко было бы в предложенном рисунке уйти в эстрадную манеру, но этого не происходит. Как остро и открыто существует здесь удивительная актриса Евгения Белоцерковская, отметившая недавно юбилей. Сколько нежности и незащищенности в Юлии Ладик, некогда поразившей нас всех в «Июле» Саулюса Варнаса по пьесе Ивана Вырыпаева. Как выросли на наших глазах и не в последнюю очередь благодаря фестивалю в крепких артистов Вадим Артименя и Андрей Корзан. Удачная полифония здесь у Елены Кривонос и Алексея Цыбина. Не будем перечислять всех, но жизнеутверждающий спектакль Михаила Лашицкого стал лучшей финальной точкой театральной недели в Могилеве.
Театральная неделя завершится сегодня показом водевиля «Беда от нежного сердца» режиссера Михаила Лашицкого.