Выйти из тени
«Дядя Ваня».
На протяжении недели, с 21 по 27 марта, вместо традиционной международной программы могилевчане и гости праздника увидели восемь разноплановых спектаклей белорусских коллективов. Заместитель директора Могилевского областного драматического театра Наталья Дубровская признается, что организовать мероприятие даже в таком формате было непросто:
— Мы хотели сохранить мартовские даты, они дороги нам. Мы много лет работали вдохновенно и радостно, а закрытие форума всегда приурочивалось к Международному дню театра, который отмечается 27 марта. На каждом фестивале было чрезвычайно интересно: приезжали ведущие театральные режиссеры постсоветского пространства, проходили мастер-классы, зрители и ведущие критики обсуждали спектакли. А мы, несомненно, получили за эти годы бесценный опыт. Поэтому на Театральную неделю приглашали исключительно те коллективы, которые уже были на «M.@rt.контакте». Исходили, конечно, из конкретных возможностей театров. Кстати, для форума выбрали формат гастролей — коллективы приехали за свои деньги. С их стороны это поддержка нашего фестиваля. Мы могли рассчитывать только на единомышленников и друзей. Приезд каждого театра в этом году как бальзам на душу.
В программе нашлось место постановкам по классике и современным пьесам, экспериментам и традиционным формам. Театральная неделя обозначила неоспоримый факт: в Беларуси появилась новая генерация талантливых режиссеров (и не в последнюю очередь благодаря «M.@rt.контакту»). Мария Матох и Даниил Филиппович, Виталь Кравченко и Андрей Жигур, Денис Федоров и Камиля Хусаинова… Взять бы их в хороший оборот и поддержать, как некогда поддержали Валерия Раевского и Бориса Луценко.
Андрей Жигур представил в Могилеве спектакль «Метро», который он поставил в Национальном академическом драматическом театре имени Я. Коласа по пьесе молодого белорусского драматурга Александра Савухи:
— Это мой дебют в режиссуре. Мы волновались перед показом, но чуткий могилевский зритель очень тепло принял нас. Я всегда старался ездить на этот форум, смотреть фестивальные спектакли. Для моего поколения он, наверное, такой самый главный и определяющий, я его очень люблю.
«Беда от нежного сердца».
Не разочаровал и премьерный «Дядя Ваня» Гомельского городского молодежного театра. Режиссер Виталь Кравченко предложил оригинальную трактовку чеховской пьесы. Главная тема спектакля — инфантилизм, непримиримое противостояние провинции и столицы. Видно, что молодой худрук тяготеет к крепкому драматургическому материалу.
Режиссер Михаил Лашицкий в ироничном и стремительном спектакле «Беда от нежного сердца», поставленном по водевилям Владимира Соллогуба и Павла Федорова, предложил актерам вдоволь покуражиться. «Vaudeville в двух действиях», выворачивающий наизнанку сам жанр, дающий простор для живительной актерской импровизации, оказался большой творческой удачей могилевского драмтеатра. В предложенном рисунке легко было бы уйти в эстрадную манеру, но этого не происходит. Как остро и открыто существует здесь удивительная актриса Евгения Белоцерковская, отметившая недавно юбилей. Сколько нежности и незащищенности в Юлии Ладик, некогда поразившей нас в «Июле» Саулюса Варнаса по пьесе Ивана Вырыпаева. Как выросли на наших глазах (и не в последнюю очередь благодаря фестивалю) в крепких артистов Вадим Артименя и Андрей Корзан. Удачная полифония здесь у Елены Кривонос и Алексея Цыбина. Не будем перечислять всех, но жизнеутверждающий спектакль Михаила Лашицкого стал лучшей финальной точкой театральной недели в Могилеве.
КСТАТИ
В начале года главным режиссером Могилевского областного драматического театра стала Татьяна Пацай.